Сюжетно-ролевые игры дошкольников
«Сюжетно-ролевые игры дошкольников»
1. На протяжении всего дошкольного возраста важнейшее значение для психического развития ребенка имеют так называемые сюжетно-ролевые игры. Они способствуют формированию образного мышления, коммуникативных навыков, развитию речи, активизируют познавательную деятельность.
2. Суть сюжетно-ролевой игры заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой (воображаемой) обстановке. Например, играя в школу, он изображает учителя, ведущего урок с учениками: задает задания, вызывает к доске, ставит оценки.
2. Основными структурными компонентами сюжетно-ролевой игры являются сюжет, содержание и роль.
3. Сюжет игры представляет собой последовательность определенных событий из жизни окружающих людей, которые ребенок воспроизводит в воображаемой ситуации. Чаще всего они бывают бытовыми (игры в семью, детский сад) и производственными (игры в людей определенных профессий).
4. Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности. Дети старшего дошкольного возраста, как правило, обдуманно подходят к выбору сюжета, предварительно его обсуждают и на элементарном уровне планируют развитие содержания.
5. Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет. Дошкольник отождествляет себя с каким-либо «персонажем» сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном «персонаже». Всякая роль содержит свои правила поведения: например, мама одевает детей, готовит им еду, укладывает спать, врач измеряет температуру, слушает сердце, выписывает рецепты.
6. Взрослые могут и должны помогать детям организовывать и расширять содержание сюжетно-ролевых игр. Начиная с пятилетнего возраста рекомендуется проводить с ними упражнения на тему «Что я делаю?» и «Покажи, как...». В первом случае взрослый изображает простые бытовые действия без предметов или с предметами, похожими на них, но имеющими другое назначение – причесывание, умывание, измерение температуры, приготовление еды и т. п., а ребенок угадывает, какое действие ему показывают. Во втором случае один ребенок показывает действия, а другие дети и взрослый пытаются их угадать.
7. Для организации сюжетно-ролевых игр в группе детского сада или дома важно наличие специальных игрушек (например, «Набор юного врача», «Набор юного парикмахера», детская бытовая техника), которые как бы сами подсказывают ребенку сюжет и содержание игры. В то же время можно научить дошкольника использовать вместо игрушечных «инструментов» любые подручные средства: например, карандаш может выступать в роли термометра, расчески, отвертки или ложки, а зонтик – в роли крыши, парашюта или шляпки гриба.
8. Формированию игровых умений детей способствуют также занятия по развитию речи. Участвуя, например, в совместном пересказе художественных произведений, дети не только учатся представлять себя в роли другого человека, но и согласовывать свои действия с действиями партнеров. Эти умения необходимы для того, чтобы участвовать в совместном создании сюжетно-ролевой игры, где каждый имеет право на инициативу.