Гаджеты – вред или польза для детей?

Попов Руслан Иванович

«Мама, дай телефон!»

Гаджеты – вред или польза для детей?

 

     Приветствую вас, мои уважаемые читатели! Доброе время суток!

Вот мы и снова встретились. С вами снова я, воспитатель Руслан Иванович Попов. Поговорим?

    Я думаю, одна из интереснейших и актуальных тем для общения родителей и воспитателя – это тема гаджетов, этих технических средств, без которых, пожалуй, себя уже не может представить, практически, ни один человек. Они стали нам настолько необходимы, что, если по каким-то причинам вдруг оказывается, что доступ к ним временно ограничен – все, день пропал, планы рухнули, жизни нет!

    Примерно то же испытывают и наши дети: данные блага цивилизации прочно вошли и в их жизнь: смартфоны, планшеты, компьютеры, всевозможные занимательные приставки уже целиком и полностью овладевают ими, поглощая их разум и души, и, к сожалению, незаметно подчиняя себе.

     Конечно, было бы глупо не признать, что уверенное пользование современными гаджетами – это на пользу, ведь с их помощью малыши лучше и быстрее познают мир, учатся ориентироваться в пространстве и мыслить логически. Их интеллект развивается ни по дням, а по часам, мелкая моторика рук превосходит все ожидания: маленькие ручки так быстро осваивают необходимые приемы работы, что, как правило, родители не нарадуются. Эту пользу признают педагоги, психологи и даже медики. Правда, по поводу возрастных предпочтений мнения специалистов зачастую расходятся, но однозначно все считают, что проявление интереса детей к электронным техническим устройствам нужно обязательно поощрять. Ведь строгие запреты из соображений безопасности практически бесполезны: рано или поздно ребенок найдет способ самостоятельно, без спроса добраться до родительского ноутбука или смартфона, и уж тут держитесь! Без вашего присмотра и дружеских наставлений первая неосознанная прогулка по интернету и связанный с ней опыт, может завести туда, где детям совсем не место. Подобное своеволие, как правило, непременно повторяется и оборачивается плохими последствиями для малыша - расстроенной психикой, скрытыми болезнями, нездоровыми интересами, вредными привычками, излишними капризами. Это огромная нагрузка на зрение, не говоря уже о нервной системе и замедлении речевого развития – ведь говорить-то с монитором не надо – достаточно просто смотреть.

   Так как же быть с детками детсадовского возраста? Знакомить или не знакомить дошколят с достижениями цивилизации?

   На мой взгляд воспитателя: конечно, знакомить, но поаккуратнее и в свое время. Прежде имеет смысл открыть им истинную красоту жизни с ее восторгами от познания окружающей среды, научить трепетно ощущать мир простыми прикосновениями. Показать, как его руки могут творить настоящие чудеса: научите его творчеству – рисуйте, вырезайте, лепите и мастерите вместе с ним. Увлеките его красотой живой природы, которую можно потрогать, понюхать, погладить… Уверяю вас, это запоминается, и настоящую полноту жизни уже не заслонит собой ее экранное отображение. По опыту знаю, как необыкновенно искренне дети радуются возможности общения со взрослыми. Недаром же говорят, что «ребенку для счастья вполне достаточно нашей любви и готовности делать что-то вместе с ним». Поэтому прежде научите его говорить, правильно складывать слова в предложения, чтобы он мог четко формулировать свои мысли. Тогда ему не захочется часами просиживать за экраном молча. Ребенок потянется к вам, и уже вы поведете его за собой в мир удивительных открытий, которые так щедро дарит нам век высоких технологий.

    А вот преждевременное знакомство с гаджетами, пущенное на самотек, способно навредить ребенку, к примеру, замедлить развитие его маленьких пальчиков, ведь для взаимодействия с сенсорным дисплеем особых усилий не требуется. И напротив: необходимость держать в руке карандаш или ручку, укрепляет и тренирует мышцы. Ученые вообще настоятельно рекомендуют не давать в руки детям младше трехлетнего возраста цифровые устройства.

     Но не секрет: все мы не раз наблюдали картину, как уже годовалым деткам предоставляют коварную «игрушку», и ребенок не может оторваться от планшета или смартфона, ему хочется играть или смотреть на меняющиеся картинки еще и еще. Знакомая ситуация, правда? Но разве не мы сами вручаем такие «игрушки» своему чаду, пытаясь занять, чтобы не докучал после напряженного рабочего дня, когда возвращаемся домой усталыми? Так день за днем мы прячем свою слабость и несостоятельность за новомодными рассуждениями про век прогресса и чудесное развитие наших детей посредством различных электронных устройств. Это ведь колоссально удобно: дал ребенку телефон – и наслаждайся тишиной и покоем. Но задумайтесь: а что же потом?

   Потом - потеря той главной взаимосвязи, которая делает нас родными, постепенное расстройство здоровья малыша (и это правда!), нарастание эгоизма (дай телефон и все тут!) и многое-многое другое под знаком минус. Нельзя давать пользоваться гаджетами беспорядочно: в этом грозная опасность подменить реальный мир маленького человечка виртуальным. Я категорически против такого метода воспитания. Но при этом очень и очень советую давать малышам небольшие компьютерные «уроки» во благо. Ненавязчиво, ограничивая по времени, подбирая соответственно возрасту занимательные обучающие и развивающие приложения. До тех пор, пока не научите «отделять зерна от плевел». Вот тогда можно будет «отпускать в самостоятельное плавание». Это не страшно. Главное - исключите злоупотребление. Побольше разговаривайте со своим ребенком, читайте ему сказки. Это ведь техника для нас, а не мы для техники! Не дайте ей сделать из вашего ребенка раба. Во всем хороша мера.

     Желаю вам всего самого доброго!