Речь взрослого - образец для подражания
Опубликовано 23.12.2023 - 11:57 - Третьяченко Наталья Валерьевна
От культуры речи родителей зависит культура речи детей.
Речь взрослого – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для дошкольников.
Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых.
Некоторые недочеты речи взрослых:
Речь взрослого – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для дошкольников.
Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых.
Некоторые недочеты речи взрослых:
- торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия), лучше, если речь протекает в слегка замедленном темпе;
- невнятность произношения, неточность произнесения отдельных звуков или слов;
- монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);
- повышенная громкость голоса (преходящая в крик);
- употребление в речи слов-паразитов (это, эт самое, короче);
- побуквенное произнесение некоторых слов (что, вместо што);
- частое употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т.п.);
- в общении с детьми подлаживание под речь детей, сюсюканье.
Голос – важнейший элемент речи. Взрослый должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения, разных режимных моментов. С помощью голоса родитель должен уметь донести до детей определенные требования и добиться их выполнения.
Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Дикция является одним из обязательных элементов культуры речи , поскольку речь взрослого является образцом для детей. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего, а так же дети начинают подражать неправильной дикции взрослого.
Выразительность – еще один элемент речи. Выразительная речь наполнена эмоциональным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика.
Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности:
- логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа);
- пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе);
- темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.
Следующий компоненты культуры речи – объемный словарный запас, а так же грамотность построения фраз.
Словарь взрослого должен быть не только богатым и точным, слова взрослые должны произносить грамотно, правильно ставить в словах ударение. Нужно чаще употреблять слова, которые обозначают цвета, оттенки цвета, материал, форму, величину предметов и др.
Таким образом, общаясь с детьми, взрослый должен обратить внимание на следующее:
- правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющие дефекты речи, то есть иметь хорошую дикцию;
- использовать в своей речи правильное, литературное произношение слов;
- стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания;
- в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса. Не допускать в разговоре с детьми повышенного тона, грубых выражений;
- в общении с детьми, взрослый не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами.
- речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз.
Так же при общении с детьми необходимо следовать некоторым психологическим принципам:
- принимать ребенка таким, каков он есть;
- помнить, что каждый человек самобытен;
- верить в способности воспитанников
- стимулировать их творческую активность;
- уважать личность детей, создавать ситуацию успеха для каждого;
- не унижать достоинства ребёнка;
- не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий;
- помнить, что любой может ошибаться;
- не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.
Помня об этом, родители должны непрерывно совершенствовать свою речь.