Мама, папа поиграй!
Автор: воспитатель
Степанова Екатерина Сергеевна
ГБДОУ 55, Калининского района
г. Санкт-Петербург
Мама, папа поиграй!
«Игра – в значительной степени основа всей человеческой культуры».
А.В. Луначарский
«Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых». Я. Корчак
«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития». Д. В. Менджерицкая
Кто из нас не слышал таких слов от своего чада: «Ну, поиграй со мной!» А сами судорожно думаем, а иной раз и произносим вслух: «Да во что я с тобой буду играть? Я уже не маленькая. Это вы дети играете, а у меня столько важных дел. Вот посуда не помыта, ужин готовить пора, ведь скоро папа вернётся...» Было?... И ведь правда не хочется. Лучше кино или с подружкой пообщаться…А тут «поиграй».
А, если всё же задуматься… А я сама (сам), чем в детстве занималась? Скорее всего скажем: «Со мной никто не играл. Сама (сам), как-то находила себе занятие». Это хорошо, если ещё брат или сестра есть, а, если это первенец или вообще больше не планируем.
До 2,6 лет ребёнок может и сам занять себя. Он пока не говорит, отдельные слова и фразы лаконичны и направлены на выражение какой-либо просьбы (мама дай, на, хочу…) или нужды (бо-бо, ай, ам-ам). Но и в возрасте до 3х лет малыш не может находиться один более 15-20минут, когда бодрствует. Он обязательно окликнет Вас. И попробуйте не отозваться!.. Будет капризничать, хныкать, заплачет и(или) «отправиться» на Ваши поиски. Так что лучше отозваться и побыть в поле его зрения. Может, убедившись, что вы в порядке и никуда не делись продолжит свои занятия, а, может действительно вы были очень нужны (мокрый памперс, проголодался, находка, недоступный предмет, который очень «нужен»). Но даже в этом возрасте ребёнку важно слышать Ваш голос. Он всё понимает, только пока не может вступить в дискуссию. В ваших словах он улавливает интонацию одобрения или недовольства, слышит правильное произношение слов и звуков в них. Не стоит сейчас выливать на малыша тираду из объяснений, достаточно фразы из нескольких слов. (Вместо эмоционального: «Зачем ты забросил зайца за диван? Кто теперь его будет доставать?» Можно спокойно: «Заяц! Ты где? Вылезай!» или «Где заяц?», малыш покажет. «Поможем ему выбраться?», малыш кивнёт или ответит «Да». «Нужна швабра», малыш покажет, где она стоит или даже попробует принести). Это налаживание первых дружеских, доверительных связей между вами. Вы участвуете в совместной «спасательной операции», вы – команда! Возможно, сотрудничество и дружба длинною в жизнь.
А вот, примерно, в три года запускается фразовая речь, всё о чём малыш молчал, теперь может сказать, спросить. Вы становитесь единственным, самым авторитетным и самым точным источником знаний о предметах, явлениях, причинах поведения людей. У Вас он учится первым бытовым навыкам (ведь теперь к увиденному добавится Ваше объяснение). У Вас он учиться ЛЮБИТЬ и сердиться, радоваться вместе и огорчаться за другого. Это Вы научите его проявлять простые человеческие чувства и эмоции: радость, сожаление, нежность, сочувствие…
Педагоги и психологи выделяют несколько видов игр. Мы обратимся к сюжетно-ролевой игре. Малыш начинает переносить в игровой мир свой небольшой опыт наблюдений. Мы можем услышать и увидеть наиболее эмоциональные стороны своей собственной жизни, если, конечно прислушаемся и присмотримся.
Малыш начинает «подсматривать» и «подслушивать». Не вздумайте сказать ему, что он поступает дурно. Он учится у взрослых и детей, чтобы затем проиграть, прочувствовать, примерить на себя ситуацию и решить, пригодится ли она в жизни. Вы берёте грязную тарелку, включаете кран, намыливаете губку… Откуда Вы узнали, что именно эти действия нужно выполнить, чтобы тарелка стала чистой?.. Если в это время ребёнок находился рядом, то дайте срок и Вы услышите: «Дай я!». Можно, конечно, разок дать попробовать, но вам это не очень понравится. Так что готовьте среду для игры: кукольную посудку, имитацию раковины(тазик, можно без воды), губку(маленькую), деревянный брусок(или пустую ёмкость от жидкого мыла). И вот готовая игровая ситуация: «Мама моет посуду». К четырём годам, ситуаций наберётся достаточно много: «Папа чинит табурет», «Продавец взвешивает яблоки », «Кассир пробивает чек», «Водитель управляет автобусом» и тд. Ребёнок научился достаточно хорошо разговаривать, может объяснять свои действия и задумывать игру. Теперь ему нужен партнёр, тот кто сможет вести диалог (продавец-покупатель; пассажир-кондуктор; мама-малыш; парикмахер-клиент; врач-пациент). Угадайте, кто этот человек?..
Такое игровое действие может занимать минут пять, а затем повторяться ещё 3-5раз. Не стоит делать прямые замечания в ходе игры(разве так разговаривает продавец?), лучше предложить себя на роль продавца или покупателя и выстроить диалог должным образом.
Широта спектра сюжетной игры, понятно, будет зависеть от опыта ребёнка. Если он ни разу не был в парикмахерской, вряд ли он затеет такую игру.
Постепенно, к четырём-пяти годам вы заметите, что игровые действия стали объединяться: «Мама сходила в магазин», затем «Мама приготовила кашу», а теперь «Мама моет посуду». В то же время «продавец», который «продавал маме молоко» оказывается маминой старшей дочерью и помогает «ухаживать за младшим братом». Это и есть сюжетно-ролевая игра и теперь она будет обрастать новыми деталями и от 30-40 минут в возрасте пяти лет растянется на час, а то и на два к семи годам. Значит в режиме дня ребёнка должно быть время для выстраивания такой игры. Должны быть соответствующие игрушки или предметы-заменители. Должны быть люди, взрослый, а ещё лучше сверстник, который подхватит идею и поможет прожить такую «взрослую жизнь» совсем ещё небольшому человеку.