Особенности психолого-педагогической поддержки детей с ОВЗ в процессе обучения

Нищакова Елена Владимировна

  В Федеральном Законе «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 (с изменениями 2022 г.) ст. 2 п. 16 говорится: «Ребёнок с ОВЗ – это обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (организационное обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, кадровое обеспечение образовательного процесса)».

Понятие «сопровождение» близко к таким понятиям как «содействие», «совместное передвижение», «помощь одного человека другому в преодолении трудностей». Сопровождать значит проходить с кем – либо часть его пути в качестве спутника или провожатого, поддерживать.

Сопровождение или поддержку детей с ОВЗ в ДОУ необходимо рассматривать, как систему деятельности всех специалистов, направленную на создание условий успешного развития ребенка.

Цель психолого - педагогического сопровождения - создание комплексной системы психолого - педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности психолого-педагогической поддержки детей с ОВЗ

в процессе обучения

 В Федеральном Законе «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 (с изменениями 2022 г.) ст. 2 п. 16 говорится: «Ребёнок с ОВЗ – это обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (организационное обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, кадровое обеспечение образовательного процесса)».

Понятие «сопровождение» близко к таким понятиям как «содействие», «совместное передвижение», «помощь одного человека другому в преодолении трудностей». Сопровождать значит проходить с кем – либо часть его пути в качестве спутника или провожатого, поддерживать.

Сопровождение или поддержку детей с ОВЗ в ДОУ необходимо рассматривать, как систему деятельности всех специалистов, направленную на создание условий успешного развития ребенка.

Цель психолого - педагогического сопровождения - создание комплексной системы психолого - педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

К задачам психолого-педагогического сопровождения можно отнести следующие:

• выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

• осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ТПМПК);

• возможность освоения детьми с ОВЗ образовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.

      В современном представлении понятие «качество образования» не сводится только к обучению воспитанников дошкольных образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничено рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечение успешной социализации, сохранение здоровья, коррекцию нарушений.

         Успешное преодоление различных психических нарушений у детей возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Особенно это актуально в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи – это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Системный речевой дефект у детей параллельно приводит к ярко выраженным изменениям основных показателей психофизического развития ребенка.

Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов должно создаваться единое коррекционно-образовательное пространство и определенная развивающая – предметная среда. Необходимо обеспечение бережного отношения к здоровью и развитию личности ребенка, создание комфортных условий пребывания в детском саду.

        Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ТНР с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей.

Основные формы взаимодействия специалистов: 

  • участие в работе ППк;
  • согласование планов коррекционно-образовательной работы, их корректировка в течение учебного года с учетом динамики развития детей;
  • семинары и консультации (по плану);
  • согласование психолого-педагогических характеристик воспитанников.

Совместная работа учителя-логопеда и педагога-психолога:
Психолог предлагает щадящие приемы коррекционно-воспитательного воздействия в условиях занятий, проводимых логопедом и воспитателями, с учетом психологических особенностей детей с ТНР. Совместно педагоги проводят коррекционно-развивающую работу по формированию у детей полноценных коммуникативных речевых навыков на основе сформированных компонентов речевой деятельности, росту компетентности педагогов и родителей.

Совместная работа учителя-логопеда с музыкальным руководителем и инструктором по ФИЗО:

Музыкальный руководитель осуществляет коррекцию речевой патологии через развитие музыкальных способностей детей. Музыкальные занятия способствуют развитию правильного речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, автоматизации звуков в результате запоминания большого количества речевого материала, дифференциации поставленных звуков, развитию эмоциональной сферы ребенка.
Учитель-логопед совместно с музыкальным руководителем осуществляют подбор речевого материала к утренникам, развлечениям с учетом индивидуальных особенностей детей. Инструктор по физическому воспитанию широко использует упражнения: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства».

Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) в группах, а особенно для детей с ОВЗ является одним из основных условий развития ребенка.  Деятельность педагогов по созданию РППС наиболее актуальна в группах для детей с ТНР, которые быстро истощаются и пересыщаются любым видом деятельности. Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, им сложно самостоятельно организовать свою деятельность, у них не достаточно сформированы навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, они редко проявляют инициативу и творчество в использовании материалов и пособий окружающей обстановки. Для детей с ТНР характерен низкий уровень развития основных свойств внимания, а индивидуально – дифференцированный подход на основе использования в организации РППС игровой и познавательной мотивации помогает развитию личности ребенка, может стать источником индивидуальных знаний и социального опыта, обеспечит разные виды активности дошкольников (физическую, игровую, умственную и т.п.), и ляжет в основу его самостоятельной деятельности, являясь своеобразной формой самообразования.

          Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.