Художественная литература как средство формирования представлений о добре и зле у детей с ТНР

Ладыгина Наталья Александровна
Художественная литература как средство формирования представлений о добре и зле у детей с ТНР В настоящее время особое внимание необходимо уделять социально-нравственному воспитанию, начиная с дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Кроме того, ФГОС ДО направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Формирование представлений о добре и зле у детей с ТНР средствами художественной литературы дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с художественной литературой, ребенок учится осознавать себя высоконравственным человеком, живущим в определенный временной период. В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества детей дошкольного возраста с нарушениями речи и они испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер. А это несформированность чувства языка, неспособность к построению развернутого высказывания, инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками когнитивно-речевой деятельности. Нравственное воспитание детей являясь важной и неотъемлемой составляющей общего развития личности ребенка с недоразвитием речи, может и должно служить средством в коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей. Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей с нарушениями речи, правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств. Зачастую, дети являются гордостью своих родителей. В них все им мило и дорого. Но не всегда они задумываются над тем, что привлекательность ребенка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом – как подрастающий ребенок ведет себя? Как держится на людях? Каковы его манеры? Как относится и общается со сверстниками и взрослыми. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Художественная литература является мощным средством нравственного воспитания, но недостаточно в полной мере используется как средство формирования взаимоотношений со сверстниками и взрослыми: вежливое, внимательное отношение к взрослым, умению дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного, помогать товарищам, проявлять заботу о маленьких, проявлять щедрость, уметь правильно оценивать поступки свои и своих друзей, корректировать свое поведение в общении со сверстниками. Для выбора форм, методов и приемов работы по развитию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой необходимо учитывать психологические возможности и особенности усвоения знаний. Занятия, проводимые в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования по ознакомлению с художественной литературой, содействуют развитию важных нравственных качеств, как организованность, целенаправленность, настойчивость, готовность преодолевать препятствия, проявлять сочувствие, сопереживание, а также формирование скромности. С целью формирования нравственных качеств, предлагаем детям нарисовать любимую сказку, понравившийся эпизод. Дети рисуют героев сказок, в которых они смелые, добрые, честные. Использовать изобразительную деятельность в воспитании нравственных качеств очень важно, ведь рисунок включает весь опыт ребенка: то, что видит, знает и чувствует. В своей работе используем игры- упражнения такие как, «Тише, Танечка, не плачь», где предлагалось найти для девочки, которая упала и разбила коленку ласковые, добрые слова, выразить ей сочувствие.Это упражнение позволяет научить детей быть добрыми, отзывчивыми, а также дети узнают, что с помощью слова можно пожалеть, согреть, приласкать, ободрить. Для детей разработаны различные проблемные ситуации, которые они должны закончить. В этой игре дети раскрывали свой характер. Например, ситуация: Брат и сестра остались дома вдвоем. Брат случайно разбил чашку. Сестра слишком мала, чтобы рассказать, как все было. Что скажет, мальчик, когда возвратятся домой мама и папа? Дети отвечали, что расскажет правду, потому что обманывать не хорошо, надо честно поступать. Детей необходимо учить эмоционально отзываться на различные ситуации, уметь улыбаться, огорчаться, удивляться, радоваться, и т.д. В работе по развитию нравственных качеств у детей в процессе ознакомления с художественной литературой используем метод беседа, который помогает ребенку осознать содержание произведения. Дошкольник легко и с удовольствием включается в беседу, он уточняет свое индивидуальное понимание прочитанного, осознает его, осмысливает В работе с детьми используем приемы, которые являются наиболее эффективными в беседах по художественным произведениям: 1. Вопросы. Они должны быть разнообразными по своей направленности, конкретными, лаконичными, сосредоточивающими внимание детей на главном. Одни вопросы помогают детям точнее охарактеризовать героев сказки, другие вопросы должны помочь детям почувствовать главную идею произведения. 2.Рассматривание иллюстраций и накапливание у дошкольников представлений о том, как рисунки художников помогают понять произведение. С помощью этого приема дошкольников приучают вслушиваться и запоминать описание внешности героя, его костюма уже при первом чтении сказки. 3. Словесные зарисовки. Детям предлагаем вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке. Для более полного понимания художественных произведений помогают пословицы и поговорки, они являются одним из приемов формирования нравственных качеств у детей с ТНР. Русские пословицы помогают яснее «высветить» намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее. Например, «Колобок» «Чем хвалимся, на том и провалимся», «На языке медок, да на сердце - ледок» Одним из условий развития нравственных качеств у детей с ТНР является использование игровых методов и приемов. Игра — основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. Среди разнообразных детских игр выделяется игра-драматизация. Источником для неё служат литературные произведения, содержание которых дети воспроизводят, изображая их героев и происходящие с ними события. Важное значение для решения задач в нравственном воспитании имеют: игры смешинки, игры с заданными условиями, истории с продолжением, подвижные игры, игровые упражнения. Таким образом, работа по развитию нравственных качеств у дошкольников посредством художественной литературы позволит обогатить опыт детей, закрепить знания о нравственных качествах, изменить поведение в лучшую сторону. Знания, полученные на занятиях, закрепляются, дополняются в нравственных беседах, проживание различных ситуаций помогает детям почувствовать внимание, доброту, отзывчивость. Использование литературы в работе с детьми будет давать положительные результаты в том случае, если педагог глубоко раскрывает перед детьми нравственный облик героев произведений; если работа ведется планомерно, систематически, если правильно подбирается художественная литература, и используются специальные методы работы с ней. Детям свойственно отожествлять себя с полюбившимися персонажами, поэтому можно предположить, что их любимые герои окажут влияние на развитие нравственных качеств.