Формирование позитивного имиджа эксперта в сфере оценки качества образования
В условиях инновационных процессов, происходящих сегодня в российской системе образования, формируется новый тип самостоятельной профессиональной деятельности - экспертная деятельность. Она выполняет, в частности, в системе образования ряд таких важнейших функций как количественная и качественная оценка качества образовательного пространства, получение коллективного суждения о педагогической технологии, оценка педагогического потенциала, определение возможных инвестиций в его развитие и получении объективных данных об эффективности вложения, поддержка педагогической инициативы и др.
Система образования сегодня является одной из областей в которой необходимость проведения качественных экспертных процедур стремительно возрастает, особенно с развитием инноваций в рамках реализации национального проекта «Образование». Список объектов экспертной оценки сегодня весьма обширен: это и экспертная оценка проектов стандартов образования; авторитетная оценка новых учебников и учебных пособий; оценка соответствия требованиям федеральных образовательных стандартов результатам освоения основных образовательных программ; экспертная оценка программы развития образовательной организации или образовательных программ, оценка деятельность педагогов в ходе аттестации и прочее. Практика проведения экспертных процедур становится одним из ведущих механизмов управления развитием и совершенствованием системы образования в целом и отдельных ее элементы в частности.
Отличительная особенность экспертизы в учреждении дошкольного образования заключается в том, что объектом исследования и оценивания является деятельность педагогических работников по созданию психолого-педагогических условий воспитания и обучения детей, проявления их индивидуальности, сохранения и укрепления физического и психологического здоровья. Уровень достижений ребёнка – знания, умения, навыки, показатели личностного и социального развития не являются предметом экспертизы. Это определяет, как содержательные особенности, так и этику экспертной деятельности в системе дошкольного образования.
Очевидно, что осуществление экспертной деятельности в общей логике немыслимо без соответствующего этического кодекса. В таком контексте понятие экспертной этики можно рассматривать как реализацию общих моральных ценностей, принципов, норм морали в деятельности эксперта. Условно все этические нормы можно подразделить на три группы: этико-юридические, психолого-этические и морально-этические. Этико-юридические правила экспертной деятельности включают неукоснительное соблюдение законности, обеспечение прав и свобод личности, независимость эксперта, его незаинтересованность в том или ином варианте экспертного вывода, объективность экспертного заключения, соблюдение профессиональной тайны и принципа «не навреди». Соблюдение формальных требований, в том числе перечисленных в обязательных юридических документах, в отдельных случаях не может выступать гарантией верности экспертного заключения, подвергаясь сомнению заинтересованными сторонами и по процедурным, и по содержательным основаниям.
Актуальность данного исследования обусловлена наличием сформированного мнения, что объективно оценить качество системы образования и ее элементов возможно только с привлечением профессионального сообщества экспертов. Однако рост количества процедур в сфере оценки качества образования приводит к увеличению числа привлекаемых в качестве экспертов педагогов, не обладающих достаточными компетенциями для осуществления экспертной деятельности, что негативно отражается на формировании имиджа экспертов.
Отсутствие позитивного отношения к оценочным процедурам не только со стороны обучающихся и их родителей, но и со стороны педагогических работников, руководителей образовательных организаций, так же негативно отражается на имидже самих экспертов в сфере оценки качества образования.
Руководители образовательных организаций не всегда оценивают необходимость развития и совершенствования компетенций эксперта в сфере оценки качества образования как важное направление профессионального роста. Педагоги, привлекаемые в качестве экспертов в сфере в сфере оценки качества образования, на уровне образовательной организации работают в основном только с обучающимися, и трансляция эффективных педагогических практик участия в оценочных процедурах не организованна.
Гипотеза: если в образовательной организации будет разработана система внутриорганизационных мероприятий (программа), направленных на формирования позитивного имиджа эксперта в сфере оценки качества дошкольного образования (из числа педагогических работников), то это положительно отразиться на как на формировании имиджа самого эксперта, так и на имидже дошкольной образовательной организации в целом.