"Значение речевой готовности для будущего первоклассника"
"Значение речевой готовности для будущего первоклассника"
Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос успешным, стал блестящим хирургом или дальновидным политиком, чтобы вызывал гордость и уважение людей. Но что надо сделать, чтобы достичь такого успеха, знают не все родители. Уже с раннего детства необходимо заниматься с ребёнком. Поскольку дошкольное детство – ответственный период детского развития, когда закладывается фундамент для успешного обучения в школе. Особое внимание следует уделить речевому развитию. Становление и совершенствование речи ребёнка – это не только восприятие и понимание словесной информации, выражение своих мыслей, чувств, но и полноценное психическое развитие, т. е. формирование памяти, внимания, логического мышления. Иными словами, уча ребёнка говорить, вы учите его думать.
Развитие речи как средства общения протекает при контакте с взрослыми или сверстниками. У дошкольника возникает желание поделиться своими впечатлениями, договориться о чем-либо, попросить что-то, обсудить и т.д. Поэтому будьте терпеливы со своим ребёнком, обязательно вступайте с ним в диалог. Родители должны не только читать сказки ребёнку, но также вместе наблюдать за явлениями природы, рассуждать на разные темы, учить сравнивать и делать выводы.
Речевые навыки и умения, которыми должен владеть ребёнок, поступающий в первый класс следующие:
-Звуковая сторона речи. Ребёнок должен чётко и внятно произносить все звуки речи, слоги, а также слова и предложения со сложной звуковой и слоговой наполняемостью. Дефектное произношение отразится на письме. Ребёнок будет писать, как говорит.
- Фонематические процессы. Ребёнок должен уметь слышать, различать и дифференцировать звуки русского языка. Нарушение этого навыка проявляется в заменах букв на письме.
- Языковой анализ и синтез. В основе его лежит умение ребёнка делить предложения на слова, слова на слоги, проводить фонематический анализ и синтез. Ребёнок должен уметь выделять звуки из слов, определять место звука в слове, последовательность звуков, называть мягкие и твёрдые согласные звуки. Недоразвитие этого навыка проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения, наиболее распространённое искажение звуко-буквенной структуры слова.
- Грамматический строй речи. Ребёнок должен уметь изменять слова и образовывать новые.
Словоизменение: изменять существительные по падежам и числам; употреблять различные предлоги, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; согласовывать существительные с числительными; правильно употреблять глаголы.
Словообразование: образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов; глаголы с помощью приставки; название детёнышей; сложные слова; притяжательные и относительные прилагательные от существительных. Недоразвитие этого навыка проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.
- Словарь. Ребёнок должен называть части целого, владеть обобщающими понятиями, называть действия, подбирать определения к слову, подбирать антонимы, синонимы, родственные слова. Недоразвитие этого навыка сказывается на понимании ребёнком прочитанного
- Связная речь.Этот компонент речи западает у большинства детей, даже если у ребенка нет нарушений звукопроизношения. Ребенок 6- 7 лет должен уметь отвечать на вопросы полным ответом, пересказывать. Составлять рассказ по картине, по серии сюжетных картин, с опорой на жизненный опыт (прогулка в лес, поездка на море, экскурсия в музей). Хочется так же сказать,что для детей очень трудно составлять рассказы по серии сюжетных картин, они не могут установить причинно-следственные связи.
Недоразвитие связной речи приведёт к проблеме в усвоении гуманитарных предметов и в написании изложений и сочинений.
Так же хочется отметить, что важную роль в школе играет письмо. Письмо – это сложный навык, который требует выполнения тонких, графических движений. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, зрительной сосредоточенности.
Ученые отмечают, что неподготовленность к письму, неразвитость двигательных координаций, зрительного восприятия, слабость волевых устремлений приводят к развитию тревожного, негативного состояния ребенка в школе. Ребенку трудно писать под диктовку, списывать на время, потому что у него скорость письма очень низкая, так как плохо развит навык письма.
Чтобы избежать этого, необходимо развивать мелкую моторику пальцев рук, ручную умелость. Увеличить подвижность пальчиков, развивать их силу и гибкость в этом помогут различные пальчиковые игры. Сейчас существует огромное количество различных пособий, как в магазинах, так и в просторах интернета. Развивая мелкую моторику пальцев рук, мы развиваем речь.
Речь играет огромную роль в психологическом развитии. Плохая, невнятная речь делает ребёнка замкнутым, застенчивым, молчаливым. Он пассивен на уроках и в общественной жизни школы, и класса.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, вам необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми.
Устранив все недочеты в дошкольном возрасте, в школе ребёнка ждет успех!
Благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, воспитателя и родителей удастся своевременно и качественно помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.