Проект в первой младшей группе «Прилетали птички, птички–невелички, весело скакали, зернышки клевали»
Проект в первой младшей группе «Прилетали птички, птички–невелички, весело скакали, зернышки клевали»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-ptichki_nevelichki.docx | 23.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад № 76 о.в.»
города Магнитогорска
в первой младшей группе
«Прилетали птички,
птички–невелички,
весело скакали, зернышки клевали»
Подготовила:
воспитатель
Карпова М.В.
2023 год
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности.
Формирование экологического сознания, экологической культуры – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека.
Началом формирования экологической культуры личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатлениями, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека.
Введение Федеральных государственных требований в образовательный процесс ДОУ открыл для нас новые возможности: применение в работе метода проектов. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Данный метод я успешно использую для решения проблем экологического воспитания дошкольников. Я считаю, что очень важно разбудить в детях дошкольного возраста интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир, создать условия для общения ребенка с миром природы, потому что именно в этот период детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры.
Тема проекта, который я сегодня представляю «Прилетали птички, птички – невелички, весело скакали, зернышки клевали» выбрана мной не случайно. Проведя анализ знаний детей, выяснилось, что дети имеют скудные знания об образе жизни птицах, их повадках, питании, у детей отсутствует представление о том, как беречь, ухаживать, не причинять вреда птицам. Многие дети не могут назвать их, составить описательный рассказ о птицах.
Тип проекта: познавательно - исследовательский.
Период выполнения проекта: 01.11.2022г.- 30.11.2023г.
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Определяя работу над проектом, я ставила следующие цели:
- формировать желание детей заботиться о зимующих птицах.
А также задачи:
- развивать элементарные представления о птицах (летают, поют, клюют, вьют гнёзда, выводят птенцов);
- формировать желания беречь и заботиться о братьях наших меньших;
- формировать умения: наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности (театральной, игровой, музыкальной, художественной, продуктивной);
- повышать уровень педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми (изготовление кормушек, скворечников).
- воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым.
Предполагаемый результат проекта:
- систематизация знаний детей о птицах;
- формирование осознанного действенного отношения к птицам,
- желание детей заботиться о пернатых;
- понимание их значимости в жизни людей;
- активное участие родителей в проекте, что дополнительно способствует воспитанию у детей любови и бережного отношения к птицам.
На 1 этапе - подготовка к проведению проекта – мною была подготовлена методическая, художественная и познавательная литература по теме, подобран дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, иллюстрации, игровые задания и упражнения, аудиозаписи с голосами птиц, музыкальные произведения), т.е. подготовлена развивающая среда группы. Составлен перспективный план, созданы атрибуты для занятий и игр.
Был объявлен конкурс между родителей «Изготовление кормушки или скворечника». С детьми была запланирована выставка поделок «Птички-невелички».
2 этап. Выполнение проекта. Я вам представляю реализацию данного проекта по «Образовательным областям».
Образовательная область: Социально-коммуникативное
Через учебные презентации, видеофильмы формировалось у детей представление о связях в природе «человек и птица»;
Я побуждала детей узнать о птицах больше, заботиться о них. На прогулках мы наблюдали за поведением птиц. Нам даже удалось сделать редкие фотографии птичек в кормушке.
Игровая деятельность:
- развивать игровые навыки детей: пластику, точность движений в имитационных и подвижных играх;
- формировать конструктивные навыки в творческих и развивающих играх; звукоподражание в речевых играх;
Игры имитации: «Мы птички», «Узнай меня, я - птица…».
Дидактические игры: «Назови птицу» «Кто, где живёт?», «Когда это бывает», «Кто как кричит?», «Кого не стало?», «Назови птичку ласково», «Чей голос?», «Подбери крылышко по цвету»
Настольные игры: «Разрезные картинки», «Помогите найти маму», «Какая птица, назови», «Кто что ест?»
Сюжетно-ролевые игры: «Птичья столовая», «Птица с птенчиками».
Беседы: «Осторожно – кошка!», «Не дадим птичке умереть от холода и голода».
Наблюдение за кормушкой (Беседы о том, что птицы маленькие, беззащитные, не могут постоять за себя)
«Зачем нужны птицам гнезда?», «Пернатые – братья наши меньшие».
Важно поощрять инициативу по уходу за птицами, прилетающими на участок к кормушке. Чем мы занимались на протяжении всего проекта.
Вся работа в этой области была направлена на то, чтобы научить детей получать эмоциональный отклик при общении друг с другом во всех видах деятельности;
- игры на развитие навыков общения: «Назови ласковым именем» (птичьи имена).
Развитие речи:
- формировать желание произносить слова правильно;
- выделять звуки в словах, учить звукоподражанию;
- игры: «Назови детёнышей», «то как кричит», «Чей голос?»
-рассматривание фотографий птиц: «Птицы России», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы».
- рассматривание сюжетных картинок: «Грачи прилетели», «Кормление птиц»; «Сороки на ветке рябины», «Снегири».
- составление описательных рассказов по картинкам. Заучивание стихотворений о птицах: А. Барто: «Синица», «Села птичка на окошко»; А. Блок «Ворона»; В. Жуковский «Птичка», отгадывание загадок.
Было проведено открытое занятие: «Зимующие птицы».
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Вся работа в этой области строилась на развитии познавательных способностей, желания узнать самостоятельно что – либо о птицах;
Я поощряла интерес к источникам информации.
Во время наблюдения за птицами, прилетевшими на участок детского сада мы выявляли: повадки, кормление.
Использовались настольные игры: «Домино», Магнитная мозаика», «Пазлы», «Кто живет в лесу?» и многие другие.
Игры со строительным материалом: «Домик для птички», «Кормушка».
Беседы: «Птицы зимой», «Чем питаются птицы», «Зачем нужны птицам гнезда?», «Городские птицы», «Лесные птицы».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
Ставила следующие задачи:
- прививать интерес к литературным произведениям, стихам, сказкам, потешкам, поговоркам;
-поощрять самостоятельное общение с литературными источниками, проявление эмоции как положительных, так и отрицательных
Чтение следующих произведений: А. Барто «Птичка», «Кто как кричит?»; Е. Чарушин «Яшка»; М. Зощенко «Умная птичка»; А. Майков «Ласточка примчалась»; Е. Авдеенко «Воробей»; А. Толстой «Умная галка» и другие.
Совместно с музыкальным руководителем мы совершенствовали навыки ритмических и имитационных движений;
- способствовали развитию певческих навыков, используя произведения: «Вышла курочка гулять», «Кот и птицы», «Дятлу весело, дятлу грустно» сл. Е. Попляновой; «Кукушечка» рус.нар. пес. в обр. И. Арсеева; «Птичка» Т. Потапенко, сл. Н. Найденовой; прослушивание аудиозаписи» Птичьи голоса».
По плану проекта была проведена следующая работа:
- лепка «Птичка клюет зернышки», «Кормушка с зернышками».
- аппликация «Домик для скворушки», «Снегирь».
- рисование «Птички клюют рябину», «Птичка в ладошке».
- использование книжек-раскрасок.
- использование трафаретов с изображением птиц.
Образовательная область: «Физическое развитие»
Были использованы при реализации проекта подвижные игры:
«Воробьи и автомобиль», «Наседка и цыплята», «Птички и птенчики», «Найди своё гнездо», «Птицы в гнездышках», «Воробушки и кот», «Перелет птиц».
С учетом психофизиологического состояния здоровья учить детей контролировать своё поведение, эмоции, физическое состояние.
Формировать умение прислушиваться к своему организму с опорой на сенсорные каналы восприятия.
Использовались игры на развитие дыхания, пальчиковые игры: «Птичка», «Полёт стрижа».
На протяжении всего проекта определённая работа проводилась с родителями.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Я рекомендовала родителям понаблюдать с детьми во время совместных прогулок за птицами и дома нарисовать их;
- была организована выставка совместных работ по теме «Птицы – наши друзья »;
- оформление папки-передвижки на тему: «Сохраним природу любовью и заботой»;
- привлечение родителей к изготовлению кормушек, скворечника, к участию в конкурсе рисунков птиц.
3этап. Заключительный.
На заключительном этапе были подведены итоги реализации проекта:
- сколько птичек мы спасли за зимний период времени?
- чем лучше кормить птиц?
- как часто необходимо кормить птиц?
- организация выставки «Птицы – наши друзья»;
- презентация проекта.
Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Она позволила раздвинуть горизонт знаний каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах занятий.
Проблему данного проекта дети решили путём совместной деятельности с родителями и воспитателями, путём простого наблюдения, элементарного анализа действительности. Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
Конечно, мои дети ещё маленькие и начала я экологическое воспитание с проблемы о птицах, но это – начало… На будущий год мы будем говорить о более сложных проблемах в экологии. Работу по этому вопросу нужно вести в системе, чтобы сформировать у детей гуманное отношение к природе.