Танцевально - игровое творчество дошкольников
Танцевально - игровое творчество дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Танцевально - игровое творчество дошкольников | 691.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Танцевально-игровое творчество дошкольников
Танец - одно из самых любимых видов музыкальной деятельности дошкольников. Танцевальная деятельность включается практически в каждое занятие и без танцев не проходит ни один утренник, праздник. Дети с удовольствием выступают и танцуют разученные танцы.
Но современные условия, современное музыкальное образование, введение ФГОС требуют уже нового подхода и к этому виду музыкальной деятельности. Жизнь диктует свои условия и не только в танцевальной деятельности и не только в музыкальном образовании, а в целом образовательном процессе в ДОУ. Поэтому и к танцевальной деятельности детей уже нужен новый поход - воспитание ребенка не просто владеющего рядом танцевальных движений, а развитие у него творческих способностей через танцевальную деятельность, то есть воспитание креативности, стремление к свободе самовыражения.
Очень ценный прием, способствующий раскрытию творческих ресурсов личности ребенка это - импровизация.
Умение импровизировать под различные мелодии, комбинировать уже знакомые танцевальные элементы, находить свой музыкальный образ в созданной педагогом игровой ситуации и называется танцевально - игровым творчеством.
Умение творить, самостоятельно искать различные образы и элементы непросто. Ребенок не может сразу начать творить, хотя у детей способность импровизировать существует подспудно, но ее нужно развивать, готовить к творчеству планомерно.
Должны быть созданы условия для творчества:
-- развитое воображение, фантазия, музыкальный слух
-- умение и навык исполнения ряда танцевальных движений, чтобы осуществить свободу самовыражения ребенок должен иметь развитые двигательные возможности и свободно владеть своим телом.
Для этого необходимо выполнение достаточного объема двигательных упражнений на занятиях, большая работа над двигательными навыками. Но сам процесс этой технической работы тоже должен быть привлекательным. игровым и творческим.
Развитие танцевально-игрового творчества происходит постепенно. Начинается с формирования элементарных творческих проявлений. Затем несложные творческие задания (напр: инсценирование песен). И только после этого переходить к импровизации танцевальных музыкальных образов.
Необходимо постоянно поддерживать творческую самостоятельность детей. Здесь роль педагога – наблюдать, поддерживать детей, главное не перехватывать инициативу, а лишь помогать в подборе образных движений и оформлении целостной композиции.
Таким образом можно определить этапы формирования музыкального творчества.
1 этап. Накопление опыта. (музыкального восприятия, образного видения), арсенала танцевальных и пластических движений.
2 этап. Процесс детского творчества, когда возникает замысел. Выбор различных движений самостоятельно.. Большое значение здесь имеют творческие задания (переплясы, игры)
3 этап. Появление новой продукции.(танца, игры) Ребенок на этом этапе интересуется качеством, стремиться завершить начатое, испытывает эстетическое удовольствие. Роль педагога в заинтересованности и анализе результатов творчества ребенка, для успешного формирования творческих способностей.
Старшие дошкольники могут выполнять уже более сложные задания, например самостоятельно придумать пластическую импровизацию на классическую музыку .
На этом этапе можно использовать следующие методические приемы:
1. Слушание музыки, беседы о ней, рисование, словесные описания.
2. "Пробы" импровизаций детей.
3. Показ вариантов движений педагогом - детям предлагается выбрать наиболее удачный.
Детское танцевальное творчество можно разделить на виды:
1. Исполнительское творчество ( выразительность, индивидуальная манера исполнения музыкально-пластических, танцевальных образцов)
2. Композиционное творчество (создание новых музыкально-пластических, танцевальных образов, которые воплощаются посредством языка движений и оформляются в более или менее целостной танцевальной композиции)
Формы организации творческой деятельности детей:
1. Игровая деятельность.
2.Создание сказочных сюжетных линий.( волк и красная шапочка)
3.Доминантные занятия.
4.Новые виды занятий: фольклорные (с младшей группы), занятия современной музыкой (со средней группы), занятия классической музыкой (со старшего возраста).
Таким образом, можно сделать вывод: творческие проявления детей в ритмике являются важным показателем музыкального развития. Ребенок начинает импровизировать, создавать "свой" музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств и если он владеет необходимыми двигательными навыками.
Литература:
1. Бекина С. И. «Музыка и движение» (Упражнения, игры и пляски для детей 3-4 М. «Просвещение» 1981 г.
2. Бекина С. И. «Музыка и движение» (Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет) М. «Просвещение» 1983 г.
3. Бекина С. И. «Музыка и движение» (Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет) М. «Просвещение» 1984 г.
4. Буренина А. И. «Ритмическая мозаика» Спб. «Пик» 1997 г.
5. Ветлугина Н. А. «Музыкальное воспитание в детском саду» М. «Просвещение» 1981 г.
6. Зацепина М. Б. «Музыкальное воспитание в детском саду» М. «Мозаика-Синтез» 2005 г.
7. Каплунова И. М. «Музыка и чудеса» Спб. «Композитор» 2000 г.
8. Костина И. П. «Камертон» М. «Просвещение» 2006 г.
9. Кутузова И. А. «Музыкальный калейдоскоп» М. ИИП 2002 г.
10. Михайлова М. А. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» Ярославль «Академия развития» 2000 г.
11. Руднева С. Д. «Музыкальное движение» Спб. «Гуманитарная академия» 2000 г.