Патриотическое воспитание дошкольников

Мунтян Елена

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачёв

Проблема гражданско-патриотического воспитания в современном мире и в дошкольном воспитании, в частности, весьма актуальна. Актуальность заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях не только народных традиций, но и семейных.

Наследование нравственных, патриотических ценностей семьи, родного края именно в дошкольном возрасте – есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, формирования чувства любви к своему краю, к Родине.

Чтобы привлечь внимание российской общественности к проблеме патриотического воспитания, принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», направленная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.

 И если мы не научим ребенка любить свою страну: ее леса, моря, озера, горы, исторические памятники, словом рукотворные и природные чудеса, то кому она будет нужна? Кто будет радоваться ее достижениями, и болеть ее горестями?

 Судьба Родины в руках каждого из нас. Родина такова, какой мы ее делаем сами. Желание беречь и приумножать исторические и природные богатства - вот цель воспитания любви к Родине, воспитание патриотов своего Отечества.

В дошкольном воспитании одним из компонентов образовательной области  «Социально - коммуникативное развитие» ФГОС ДО является патриотическое воспитание дошкольников, социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.  

О необходимости патриотического воспитания говорится в Законе Российской Федерации «Об образовании», где одной из приоритетных задач системы образования ставится: «воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине - России, уважение к государственным символам, почитание народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям»

В своей работе я углубленно занимаюсь проблемой патриотического воспитания. Мои интересы в этом опыте работы обращены к нравственным ценностям, к русским традициям и национальной культуре нашего народа.

Воспитание нравственно-патриотических качеств маленького человека, является не менее важной задачей, чем сохранение и укрепление здоровья детей.

В процессе формирования чувства патриотизма в дошкольном возрасте важно привить детям начальные знания о родине, представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре, но при этом, необходимо понимать, что истоки патриотизма зарождаются в человеческом сердце. Именно поэтому, дошкольный возраст, в силу присущих ему душевных и эмоциональных реакций, в силу еще неутраченной открытости души наиболее удобен для формирования таких чувств, как доброта, любовь к ближнему и любви к Родине.

Целью патриотического воспитания у детей дошкольного возраста является воспитание у ребенка чувства любви и привязанности к Родине; формирование у воспитанников потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сопереживание, любознательность, вовлечённость.

Задачи:

  • Привитие детям чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
  • Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким.
  • Расширение представлений о России, как о родной стране, о родном городе. Воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России.

Понимание родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям -маме, папе, бабушке, дедушке.

Планирование работы по патриотическому воспитанию наиболее значимо в  следующих темах: "Моя семья", "Мой детский сад», «Мой город»«Мой край»«Моя страна – Россия»

По каждой теме может включать беседы, занятия, игры, экскурсии, праздники, театрализованные представления, выставки детских работ.

Чувство Родины связано с восхищением того, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… Это играет огромную роль в становлении личности маленького гражданина.

С младенчества ребенок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передают из поколения в поколение основные  ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Сказки, загадки, пословицы, поговорки закладывают основы любви к своему народу, к своей Родине.

Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему.

Природа – неисчерпаемый источник, из которого ребенок черпает многие свои первые знания и впечатления. Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими их объектами неживой и живой природы. Ребенок замечает все: трудолюбивого муравья на лесной тропинке, подвижного жучка, крохотного паучка в густой траве.  

Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу.

Я твёрдо уверена, что проводимая работа, по патриотическому воспитанию дошкольников- это фундамент для воспитания подрастающего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.

В дальнейшем, я планирую продолжить работу по этой теме, поскольку считаю, что патриотизм - главная черта народа. Именно он помогает воспитывать чувство любви к родному краю и окружающему миру.