Развитие математической грамотности детей дошкольного возраста посредством дидактической игры и занимательного материала.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/11/08/1620022022_178829.png)
Статья содержит информацию о развитии математической грамотности у дошкольников и ее практическом применении в дошкольном учреждении на основе дидактических игр и занимательного материала, что способствует развитию мыслительной деятельности у детей, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Поланто Г.И.
Развитие математической грамотности детей дошкольного возраста посредством дидактической игры и занимательного материала.
Аннотация: статья содержит информацию о развитии математической грамотности у дошкольников и ее практическом применении в дошкольном учреждении на основе дидактических игр и занимательного материала, что способствует развитию мыслительной деятельности у детей, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Ключевые слова: математическая грамотность, функциональная грамотность, игра, дошкольники
Функциональная грамотность - это способность человека вступать в отношения с окружающей средой, быстро приспосабливаться к ней и использовать полученные в течение жизни знания для решения задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношениях.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предопределяет стратегию развития функциональной грамотности, представляющую детям возможности выбора вида деятельности на основе их интересов и потребностей.
Одной из задач современного образования является – формирование функционально грамотных людей.
Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку заложенные в дошкольном возрасте основные навыки по математике, помогут детям в дальнейшем приобретать знания и умения
Ведь современный ребенок — это житель XXI века, на которого оказывают влияние признаки настоящего времени, и, прежде всего, проникновение в повседневную жизнь информационных технологий, динамика внедрения, которых, ускоряется с течением времени.
Одной из составляющих функциональной грамотности, является математическая.
Математическая грамотность дошкольника – способность применять математические знания и умения для решения математических проблем в разнообразных контекстах реального мира
Основными составляющими математической грамотности является:
владение математическими способностями в созданных жизненных ситуациях и способность оперировать математическими понятиями, знаниями и умениями в созданных жизненных ситуациях
Компоненты математической грамотности определяют: способность устанавливать в различных жизненных ситуациях математические отношения (время, протяжённость, масса); различать математические объекты (числа, величины, фигуры, пространство); устанавливать математические изменения и зависимости (увеличивается и расходуется); формулировать суждения с использованием математических терминов; действовать по инструкции (алгоритму), использовать символьный язык; способность находить, анализировать, интерпретировать математическую информацию об объектах реального мира; устанавливать в различных жизненных ситуациях математические отношения (время, масса), объекты (числа, величины и др.), изменения и зависимости.
Форм и методов работы с детьми по математической грамотности много: игры, образовательная деятельность, развлечения и др.
Мы остановились на игре, так как игра способствуют развитию интереса, любознательности, навыков необходимых для формирования математической грамотности и интеллектуального развития: целенаправленность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость, самостоятельность. У детей, воспитывается потребность занимать своё свободное время играми, требующими мышления, внимания, формируется умение научиться применять свои знания в повседневной жизни.
Чтобы сформировать у детей интерес к математике, чтобы ребенок полюбил математику, необходимо показать ее красоту и важность, а к важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в моделируемых ситуациях, стремятся научиться тому, что они еще не умеют, преодолевая трудности. В игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются творческие способности, нравственные качества; формируется мотивация к обучению, ориентированная на удовлетворение познавательных интересов; умственные действия с помощью логических приемов (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия); умение объединять объекты окружающего мира (форма, цвет, размер, количество, материалы и др.); развивается речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения; воспитывается интерес к математике в целом.
Очень важно придерживаться основных принципов:
- необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать что-то новое и научиться новому.
- исключить отрицательную оценку ребенка и результатов его действия.
- результат ребенка сравнивать только с его собственными, а не с результатами других детей.
- принудительное обучение бесполезно.
Работая в данном направлении, стараемся вызывать у детей интерес к игровому занимательному материалу с помощью загадок, шуток, занимательных вопросов, кроссвордов, ребусов, головоломок. Играя в такие дидактические игры как: «Какое число я задумала?»; «Назови число на единицу больше – меньше»; «Кто знает, пусть дальше считает»; «Какие числа пропущены?», «Назови соседей», «Сосчитай-ка», «Цветные паровозики» дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 (20)и сопровождать словами свои действия.
Знакомя детей с цифрами, используем такие игры, как «Слепи цифру из пластилина», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру» «Изобрази цифру» (дети рисуют цифры на спине или ладошке друг у друга)- что развивает творческое воображение, мышление, дает детям возможность применять свои знания и умения в повседневной жизни.
При изучении геометрических фигур такие игры как, «Пара слов», «Найди и назови», «На что похожа фигура», «Сравни предмет и фигуру» помогают детям ориентироваться в ближайшем окружении, умение сравнивать, анализировать.
Также дети выкладывают геометрические фигуры, как по образцу, так и по памяти, используя в своей деятельности счетные палочки и палочки «Кюизенера».
Для развития пространственных ориентировок у детей подобрали серию упражнений: «Помогите каждому животному попасть в свой домик», «Измерь предмет условной меркой», «Определите, как должен быть раскрашен последний мяч», «Какой шарик нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, какие окна должны быть в последнем домике?» и т.д. которые, влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей.
На развитие наблюдательности у детей используем серию упражнений «Найди в рисунке отличия», «Найди два одинаковых предмета» и др.
При формировании циклических представлений играем с детьми в такие игры: «Раскрась, продолжая закономерность»; «Что сначала, что потом?»; «Какая фигура будет последней?».
Итак, подводя итоги можно сказать, что регулярное использование игр и занимательного материала математического содержания повышает у дошкольников качество математической подготовленности, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни, способствует развитию мыслительной деятельности. Применение игр и игровых приемов, используемых на самом различном материале, позволяют детям подготовиться к усвоению более сложных математических задач, на следующей ступени развития. Поэтому, можно уверенно сказать что, игры и занимательный математический материал является хорошим средством формирования интереса к математике желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме, что способствует формированию математической грамотности как функциональной.
Список литературы:
- Говорова Р., Дьяченко О, Цеханская Л. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей. – М.: 2014.
- Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М., 20
- Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие / Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербене. – СПб: Детство-Пресс, 2014.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: Перспектива, 2014.
Сведения об авторе:
Синицкая В.А., воспитатель МБДОУ «Ольгинский детский сад, Полтавского района, Омской области»
Поланто Г.И., воспитатель МБДОУ «Ольгинский детский сад, Полтавского района, Омской области»