Консультация для воспитателей "Первые шаги в математику
Консультация для воспитателей "Первые шаги в математику"
Невозможно переоценить развитие элементарных математических представлений в дошкольном возрасте. Ведь что они дают ребенку?
Во-первых, у него развивается мышление, что необходимо для дальнейшего познания окружающего мира.
Во-вторых, он познает пространственные отношения между предметами, устанавливает соответствующие связи, знакомится с формой предметов, их величиной. Все это позволяет ребенку развивать в дальнейшем логическое мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_pervye_shagi_v_matematiku.docx | 394.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 76 общеразвивающего вида»
города Магнитогорска
Консультация для воспитателей "Первые шаги в математику
Выполнил: воспитатель
Лосева А.В.
г. Магнитогорск
Консультация для воспитателей "Первые шаги в математику"
Невозможно переоценить развитие элементарных математических представлений в дошкольном возрасте. Ведь что они дают ребенку?
Во-первых, у него развивается мышление, что необходимо для дальнейшего познания окружающего мира.
Во-вторых, он познает пространственные отношения между предметами, устанавливает соответствующие связи, знакомится с формой предметов, их величиной. Все это позволяет ребенку развивать в дальнейшем логическое мышление.
Развитое математическое мышление не только помогает ребёнку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его
современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания - сделать занятия по формированию элементарных
математических представлений максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить ребёнку максимально доступный ему объём знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.
Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения
математике в детском саду.
Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект.
Используемые в настоящее время методы обучения
дошкольников реализуют далеко не все возможности заложенные в
математике. Разрешить это противоречие возможно путем внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей
математике. Одной из таких форм является обучение детей с помощью дидактических игр.
В этой области занимались такие ученные, как М. Монтессори, А. А Столяр, , Ф. Фребель, . Они внесли много нового в разработку методов обучения детей. По их мнению, дети должны учиться в процессе игры и повседневной жизни.
Детей в игре привлекает не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Следовательно, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребёнок овладел знаниями и умениями, которые диктуются её обучающей задачей. Это побуждает детей быть внимательными, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринуждённой форме.
Такой подход существенно меняет методы и приемы обучения, и требует такого проведения занятий, где задачи развития геометрических
представлений решались посредством использования дидактической игры. Также он в математическом воспитании и обучении является актуальным, новым и требует специальной разработки.
На основании этого воспитателям ДОУ рекомендуется:
- Планировать и проводить работу с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- Внедрять дидактические игры в процесс обучения детей математике.
- Привлекать детей к разработке и проведению дидактических игр.
Это большая ошибка думать, что ребёнок приобретает понятие числа и другие математические понятия непосредственно в обучении. Наоборот, в значительной степени он развивает их самостоятельно, независимо и
спонтанно. Когда взрослые пытаются навязать ребёнку математические понятия преждевременно, он выучивает их только словесно.
Таким образом, можно сказать, что ребёнок-дошкольник не обладает достаточными способностями для того, чтобы связывать друг с другом временные, пространственные и причинные последовательности. Он отражает действительность на уровне представлений, а эти связи
усваиваются им в результате непосредственного восприятия вещей и
деятельности с ними. Основные представления о постоянстве, операциях классификации и сериации образуют более общую схему у всех детей
примерно между 4 и 7 годами жизни. Они создают фундамент для выработки логического последовательного мышления.
Основная задача воспитателя- наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребёнка в
содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности.
Современное состояние математического развития дошкольников предусматривается в разных программах. Одна из них - программа "Детство" заключается в следующем:
- Цель- развитие познавательных и творческих способностей детей (личностное развитие).
Содержание классическое:
доматематические математические виды деятельности: виды деятельности:
- сравнение - счёт
- уравнивание - измерение
- комплектование - вычисление
плюс элементы логики и математики.
Методы и приёмы:
- Назовите методы и приемы используемые вами на практике?
- практические (игровые);
- экспериментирование;
- моделирование;
- воссоздание;
- преобразование;
- конструирование.
Дидактические средства:
Какой дидактический материал вы используете на занятиях по математике?
Наглядный материал (книги, компьютер):
- блоки Дьенеша,
- палочки Кюизенера,
- модели.
Форма организации детской деятельности:
- индивидуально-творческая деятельность,
- творческая деятельность в малой подгруппе(3-6 детей),
-учебно-игровая деятельность(познавательные игры, занятия),
- игровой тренинг.
Всё это опирается на развивающую среду, которую можно построить следующим образом:
- Математические развлечения:
- игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т. д.),
- игры головоломки,
- задачи-шутки,
- кроссворды,
- ребусы.
Дидактические игры:
- сенсорные,
- моделирующего характера,
- специально придуманные педагогами для обучения детей.
- Развивающие игры - это игры, способствующие решению умственных способностей. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений. Никитин, Минскин «От игры к знаниям». , предлагают
осуществлять математическое развитие на занятиях и закреплять в разных видах детской деятельности, в том числе, в игре. В процессе игр
закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, столько же), умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени.
Особое внимание уделяется формированию умения группировать предметы по признакам (свойствам), сначала по одному, а затем по двум (форма и размер). Игры должны быть направлены на развитие логического мышления, а именно на умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры. Должное внимание уделено развитию речи.
В ходе игры воспитатель не только задаёт заранее подготовленные вопросы, но и непринуждённо разговаривает с детьми по теме и сюжету игры,
содействует вхождению ребёнка в игровую ситуацию. Педагог использует потешки, загадки, считалки, фрагменты сказок. Игровые познавательные задачи решаются с помощью наглядных пособий.
Необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением. Необходимость
современных требований вызвана высоким уровнем современной школы к математической подготовке детей в детском саду в связи с переходом на обучение в школе с шести лет.
Математическая подготовка детей к школе предполагает не только усвоение детьми определённых знаний, формирование у них количественных пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи. Воспитатель должен знать не только как обучать дошкольников, но и то, чему он их обучает, то есть ему должна быть ясна
математическая сущность тех представлений, которые он формирует у детей. Широкое использование специальных обучающих игр так же важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям,
совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.
Методика формирования элементарных математических представлений в
системе педагогических наук призвана оказать помощь в математике - одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию
всесторонне развитой личности.
Вывод:
Комплексное использование всех приёмов, методов, форм обучения поможет решить одну из главных задач - осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышления на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе. Потребность в игре и желание играть у дошкольников использую и направляю в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Таким образом, игра является важным инструментом воспитания и обучения детей. Все это делает данную проблему актуальной в наши дни.