Эпидемия цифрового аутизма

Якунина Наталья Юрьевна

В нашем современном мире технологий живое общение всё чаще уходит на второй план, телефон и другие гаджеты становятся лучшими друзьями  человека.

С одной стороны они облегчают наш быт: позволяют быстро найти любую информацию, позволяют работать, не выходя из дома, посмотреть интересный фильм, включить любимую музыку или просто запечатлеть момент жизни на камеру. Гаджеты облегчают жизнь родителям, предоставляя такие возможности, как автоукачивание малыша, радионяня, видеоконтроль за ребенком, аудиосказки и многое другое. Без гаджетов в наше время трудно представить процесс обучения в детском саду, в школе, в ВУЗе. Гаджеты  развивают логическое мышление, внимание, память, творческие способности, помогают закрепить полученные знания умения и навыки. В большинстве семей раннее знакомство с компьютером, освоение ребенком игровых программ воспринимаются как его достижение, проявление его сообразительности. Поэтому родители стараются как можно раньше дать гаджет ребенку в руки. Например, во время еды ставят перед малышом смартфон с мультиками. Облегчая себе жизнь, они закрепляют устойчивую привычку «еда со смартфоном». Аналогично действуют в других ситуациях, переключая внимание на гаджеты. Управляя таким образом поведением ребенка, они формируют устойчивую зависимость от гаджетов.

Однако мало кого заботит то, что дети начинают нервничать, раздражаться, а иногда и проявлять агрессию, когда не удается пройти уровень в игре, когда родители ограничивают по времени взаимодействие с гаджетом или вовсе запрещают играть; ведь у родителей часто много «своих дел», они устают после работы. Кроме того, взрослые сами являются примером для ребенка, когда целый день не выпускают телефон из рук. У детей формируется убеждение в значимости и важности данного вида деятельности и принятии его в качестве примера для подражания.

Мало кто из родителей замечает, что живое общение с семьей и друзьями уходит на второй план. Ребенок все чаще дарит свои эмоции смартфону и лишается тренировки навыка эмоционального и словесного общения. А общение для ребенка – это основное условие развития, важнейший фактор формирования личности. Исследования ученых показали, что с деятельностью общения тесно связано возникновение речи, развитие социальных навыков.

Аутизм — расстройство нервной системы, при котором нарушены социальные навыки. Симптомы, специфичные для аутизма, можно наблюдать и у детей, проводящих слишком много времени перед экранами телевизоров, телефонов и компьютеров.

Так, у ребенка, зависимого от гаджетов, не формируется потребности в общении, нет потребности понимать чужие эмоции, подстраиваться под особенности характера другого человека, теряется контроль за временем, теряется связь с внешним миром.

Так в нашу жизнь приходит понятие «цифровой аутизм».

Мне лично не понаслышке знакома эта проблема: работая в дошкольном учреждении логопедом, взаимодействуя со множеством детей и родителей, ощущаю ее глобальность и даже трагичность.

На диагностике уровня речевого развития все чаще встречаются дети, которые затрудняются назвать любимую игрушку и тем более описать ее. Зато с легкостью перечисляют компьютерные игры, в которые они играют. Также интересуюсь, в какие игры играет ребенок на улице с друзьями, в ответ часто слышу, что играет в телефоне. Наконец, показываю картинку, на которой нарисован стадион, прошу назвать; но немногие дают правильный ответ, к сожалению, все чаще слышу, что это Майнкрафт.

Ребенок должен проживать свое детство: бегать, прыгать, познавать, играть в совместные и в ролевые игры, общаться со сверстниками и взрослыми, заниматься творчеством, придумывать занятия, быть постоянно увлеченным чем-то, тем самым развивая высшие психические функции: внимание, мышление, память, речь.

Еще в прошлом веке такими учеными, как Запорожец А.В.,Эльконин Д.Б., Ильенков Э.В., Выготский Л.С., Лисина М.И. было доказано: общение — главнейший фактор общего психического развития детей, становления полноценной личности.

Детство - период наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.