«Развитие межполушарного взаимодействия у старших дошкольников».
В данной статье освещена проблема развития межполушарного взаимодействия у дошкольников и наиболее эффективные методики и технологии, которые используются педагогами, в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_publikatsii_razvitie_mezhpolusharnogo_vzaimodeystviya_u_starshih_doshkolnikov.docx | 24.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема публикации: «Развитие межполушарного взаимодействия у старших дошкольников».
Выполнила: воспитатель комбинированной группы для детей с ТНР, МБДОУ дс № 243 города Челябинска – Корепанова Ирина Владимировна- педагог высшей квалификационной категории.
Обучая левое полушарие, вы обучаете
только левое полушарие.
Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг!
И. Соньер
Великий современный педагог и психолог Я.Л. Коломинский утверждал, что любой ребенок приходит в этот мир с определенным набором задатков будущих способностей. Задатки – это определенные предпосылки развития любых способностей, в том числе к мыслительной деятельности. Разовьются ли задатки в способности, зависит и от индивидуальных особенностей личности, и от условий окружающего мира и потребностей общества, в котором он находится.
Окружающий ребенка мир богат и разнообразен, а чтобы его понять и разобраться в тонкостях, свойствах, качествах, в пространственных и временных отношениях, явлениях окружающей действительности у ребенка должны быть развиты необходимые сенсорные системы.
Сенсорные системы – это каналы восприятия информации об окружающей действительности и самом себе.
Сенсорная интеграция – это современное модное направление, популярное в настоящее время. Согласно Пирамиде Обучения (развития ЦНС)- сенсорные системы – это основа развития всего человека (Лернинг, Вильямс, Шеленбергер). Чтобы развивать сложные психические процессы (мышление, память, речь), нужно начинать с развития сенсорных систем.
Пирамида Обучения иллюстрирует важность ранних этапов развития ЦНС: с «нижних этажей» для правильной работы более сложных «верхних этажей».
Если у ребенка плохая координация, он неуклюж, не чувствует своего тела в пространстве, у него нарушена обработка сенсорной информации и т.д. – ест проблемы на нижних этажах Пирамиды, то и не стоит от него ожидать чистой связной речи, хорошего внимания, надежной памяти, адекватного поведения.
Эти проблемы необходимо устранить с помощью инструментов нейропсихологической коррекции, которые тренируют тактильную и вестибулярную системы.
Нейропсихологическая коррекция — это комплекс упражнений для тренировки и стимуляции развития различных зон мозга.
В осуществлении любой психической функции принимают участие оба полушария головного мозга. Наш головной мозг делится на правое и левое полушария. При этом, левое полушарие отвечает, главным образом, за речевые процессы и произвольную регуляцию деятельности, что позволяет вербализовать, называть все, что делаем и планировать все, что предстоит сделать. Так, при овладении письмом, ребенок в начале проговаривает буквы и слоги, когда пишет, затем это действие переходит во внутренний план и ребенок начинает писать молча.
Правое полушарие отвечает за образное мышление, эмоциональную регуляцию, осуществляет психические процессы без опоры на речь и придает эмоциональную окраску событиям. По своей организации правополушарные процессы более непроизвольны.
Также известно, что в правое полушарие попадает информация от левой половины тела (то, что мы ощупываем левой рукой, слышим левым ухом и т.д.) и из левого поля зрения.
Соответственно, левое полушарие имеет дело с информацией, поступившей через правую половину тела и правое поле зрения.
В случае нарушения межполушарного взаимодействия оказывается, затруднен перевод информации, полученной одним полушарием в другое, в частности, связь между речевой и неречевой составляющей психических функций. При этом, оказывается трудно назвать (левое полушарие) то, что оказалось слева от нас (правое полушарие), осознать и использовать эту информацию в деятельности.
В последние годы в развитии детей выделяют левополушарное (интеллектуальное) и правополушарное (творческое). Но это деление условно. Так как головной мозг при выполнении любых операций задействует оба полушария - и правое, и левое. Но ведущую роль отдает определенной зоне одного из полушарий.
Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Чем лучше у ребенка будут развиты межполушарные связи, тем выше будет развитие психических процессов.
Великий прорыв в области межполушарного взаимодействия был связан с именем ученого Роджера Сперри. Он утверждал, что каждое полушарие головного мозга отвечает за разные мыслительные операции. За свое открытие в 1981 году он получил Нобелевскую премию.
Согласно его концепции, левое полушарие отвечает за логику, последовательность, структуризацию. А правое полушарие отвечает за интуицию, воображение, образы, эмоции.
Работа обеих полушарий должна быть сбалансирована и связана системой нервных волокон – мозолистым телом. Мозолистое тело – связующее звено, которое участвует в обмене информацией между двумя полушариями.
Если нарушается проводимость энергии через мозолистое тело, то одно полушарие берет на себя всю нагрузку, а второе при этом блокируется. В результате, ребенок может, не думая, что- либо делать, или размышлять, не делая ничего.
Чаще блокируется левое полушарие, и ребенок не способен мыслить, быстро соображать, у него в определенных ситуациях не срабатывает смекалка и конструкторская мысль.
У кого-то лучше функционирует левая часть, у кого-то правая, а у самых счастливых – обе. Выигрывают последняя категория людей, использующие своё богатство максимально.
Левое полушарие мыслит логически.
Правое помогает создавать новое, генерировать идеи, интегрировать.
Однако, можно быть математиком с хорошо развитым левым полушарием и при этом ничего нового не придумать.
А можно быть творцом, сыпать идеи налево и направо и ни одну из них не реализовать из-за непоследовательности и нелогичности своих действий.
Бывает и так, что у ребенка не сформировано межполушарное взаимодействие, в результате происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, в счете как в письменном, так и в устном, а так же в целом восприятии учебной информации).
Основными причинами несформированности межполушарного взаимодействия являются:
- болезни матери, стресс во время беременности;
- родовые травмы;
- болезни ребенка в первый год жизни;
- общий наркоз, перенесенный ребенком во время сложной операции ( это сильно убивает клетки мозга).
Нейропсихологи и нейропедагоги выделяют признаки несформированности межполушарного взаимодействия у старших дошкольников:
- зеркальное написание букв и цифр (дисграфия);
- несформированность ведущей руки, это выражается в обоерукости или псевдолеворукости ;
- нескоординированная работа обеих рук (низкий результат теста «Кулак – ребро – ладонь»);
- соскальзывание глаз со строки текста;
- низкий уровень развития фонематического слуха;
- аномия – отсутствие связи между образом и словом;
- «краевые» эффекты памяти (ребенок воспроизводит начало и конец информации, а середину забывает);
- интеллектуальная недостаточность;
- низкая стрессоустойчивость;
- гиперактивность и недостаточная активность ребенка и др.
Существуют различные технологии развития межполушарного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста. Остановимся кратко на самых популярных из них.
Ментальная арифметика - это система развития детского интеллекта, построенная на обучении быстрому счету в уме по восточной технологии при помощи счетов абакус.
Обучение ментальной арифметике – мыслительный процесс, предполагающий интенсивное наращивание нейронных связей между левым и правым полушарием.
Кинезиология – это наука о развитие умственных способностей и физического здоровья через использование определенных движений или двигательных упражнений. Здесь большой упор идет на развитие мозолистого тела, которое обеспечивает единство и целостность работы обоих полушарий головного мозга. Благодаря хорошо развитому мозолистому телу обеспечивается успешность овладения любой деятельностью у детей. Мозолистое тело – основа интеллекта, без его участия у ребенка не будет развиты психические функции и сформированы учебные навыки.
Сензитивным периодом для развития мозолистого тела является период от рождения до 7-8 лет.
Кинезиологические упражнения, которые используются для развития межполушарного взаимодействия и тренировки мозолистого тела – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, при котором полушария обмениваются информацией и происходит синхронизация их работы.
«Гимнастика мозга», упражнения которой активизирует полноценную работу левого и правого полушария, помогают управлять эмоциональной, физической и умственной жизнью.
Данная гимнастика способствует лучшему восприятию информации.
Программа «Гимнастика мозга» была разработана в 1970-х гг. американским ученым Полом Денисоном в Центре группового учения для неуспевающих «Долина» в Калифорнии, где он в течение 20 лет помогал детям и взрослым в преодолении трудностей обучения.
Кинезиологическая сказка предполагает выполнение кинезиологических упражнений в процессе повествования текста, в котором встречаются эти упражнения. Считается эффективным средством, которое ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы
Прежде чем выполнять кинезиологические упражнения со сказкой, необходимо разучить все упражнение отдельно.
Во время исполнения упражнений по ходу чтения сказки каждое движение выполнять по 3-5 раз, в зависимости от сложности упражнения.
Если отдельное движение — можно повторить его 5 раз, если это связка движений, например: «Гусь — курица - петух», то можно повторить 3 раза.
Все движения при разучивании выполняются сначала правой рукой, затем левой и потом обеими руками.
При разучивании упражнений выполняют полностью связку движений.
А при выполнении упражнений по ходу сказки выполняем только движения указанные на слайдах или иллюстрациях.
На помощь педагогам в работе над развитием межполушарного взаимодействия приходит использование в педагогической деятельности наглядных (графических) способов представления информации:
-Кластеры
- Схема «Фишбоун» («Рыбные косточки»)
- Денотатаные графы
- Паутинка
- Дерево
- Ментальные карты - это удобная и эффективная техника организации мышления и альтернативной записи.
Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и многого чего еще.Это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.
В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук, логопеда Акименко В.М., которая предложила использовать этот метод в развитии связной речи у детей. Отличительным свойством методики является привлечение в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга.
Эйдетика - это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения.
Эйдетика помогает строить работу с детьми на основе: свободных ассоциаций, связанных с предметными образами; цветовых ассоциаций; ассоциаций, связанных с геометрическими формами; тактильных ассоциаций; предметных ассоциаций; звуковых ассоциаций; вкусовых ассоциаций; обонятельных ассоциаций; графических ассоциаций.
Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, т.е. они соответствуют законам природы.
Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка.
Он становится более работоспособным, лучше учится, его память и способность концентрировать внимание возрастают.
Таким образом, в данной статье была освещена проблема развития межполушарного взаимодействия у дошкольников и наиболее эффективные методики и технологии, которые используются педагогами, в работе с детьми старшего дошкольного возраста.