НАСТАВНИЧЕСТВО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: МОДЕЛИ, ФОРМЫ, ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ.

Ирсецкая Людмила Викторовна

НАСТАВНИЧЕСТВО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ:

МОДЕЛИ, ФОРМЫ, ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НАСТАВНИЧЕСТВО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ:

МОДЕЛИ, ФОРМЫ, ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ.

                                                                                                           Ирсецкая Людмила Викторовна,

воспитатель МБДОУ Починковского детского сада №2,

Починковский муниципальный округ

                                                                                  « Со мной работали десятки молодых педагогов.                                                      

                  «Я убедился, что как бы человек успешно не кончил

                                                                                       педагогический вуз, как бы он не был талантлив,

                                                            а если не будет учиться на опыте,

                                                                             никогда не будет хорошим педагогом, я сам »

                                                                                                                                                  С.А.Макаренко

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в пп. 3.4.2. указано, что «педагогические работники, реализуемые Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимым для создания условий развития детей».                                                                                                                                     Профессиональный стандарт педагога, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.октября 2013 г. № 544н раскрывает общие требования, предъявляемые к педагогу (образование, опыт работы, особые условия) и трудовые действия, умения и знания необходимые для выполнения общепедагогической функции по обучению, воспитанию и развитию детей, а также требования, предъявляемые конкретно к воспитателю дошкольного учреждения. В соответствии с ними, одним из трудовых действий педагога (воспитателя) является развитие профессионально значимых компетенций, необходимых ему для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития. Понятия «профессиональная компетентность», «компетенция» в настоящее время рассматриваются в работах разных ученых и специалистов.    

Одним из четырех основных направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 годы является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, способных решать поставленные задачи, используя современные формы и методы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству. И «… это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков», как отмечал В.В. Путин

Я, Ирсецкая Людмила Викторовна, работаю в детском саду 22 года.

В нашем детскому саду большой и дружный коллектив, но, к сожалению, число сотрудников со стажем работы 10 и более лет растет, а новые кадры приходят в детский сад неохотно. С чем это связано?

Со многими факторами: это и высокая утомляемость педагогов на работе в связи с сильно увеличившимся количеством детей в группах, и низкое материальное поощрение за работу, и большая ответственность за жизнь и здоровье детей, и увеличение требований к объему работ и заполнению документации у воспитателей ДОУ.

Причин много, а вот решение проблемы найти крайне сложно.

К моему большому сожалению, педагогический состав многих дошкольных учреждений стремительно «стареет».

Отсутствие молодых педагогов с их оптимизмом, новыми знаниями, навыками является отрицательным фактором в системе дошкольного образования. А если молодые воспитатели и придут в ДОУ, то нагрузка,  ложащаяся на плечи с первых дней,  часто пугает  молодых коллег, и объем работ кажется им невыполнимым.

Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

Если молодые воспитатели не получают поддержки от коллег и администрации, чувствуют себя «брошенными на произвол судьбы». В нашем детском саду решением данной проблемы является наставничество.

Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

Если молодые воспитатели не получают поддержки от коллег и администрации, чувствуют себя «брошенными на произвол судьбы». В нашем детском саду решением данной проблемы является наставничество.

К педагогу-наставнику предъявляется немало требований:

-высокий уровень профессиональной подготовки;

-развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении;

-опыт воспитательной и методической работы;

-стабильные результаты в работе;

-богатый жизненный опыт;

-способность и готовность делиться профессиональным опытом;

-стаж педагогической деятельности не менее 5 лет.

- компетентность и опыт работы с людьми, умение выстраивать межличностные отношения с молодыми педагогами (доброжелательность и взаимное уважение, уважительное отношение к мнению подшефного);

- наставник – человек, который пользуется доверием коллектива, способный организовать процесс профессионального роста стажёра, поддержать его желание к самостоятельной деятельности, имеющий желание совершенствовать своё педагогическое мастерство.

Целесообразно наставнику начинать свою работу со стажёром с проведения анкетирования или собеседования, которые помогут выбрать оптимальные формы работы с молодым воспитателем и её содержание. Педагог-наставник на основе полученных данных в ходе собеседования и наблюдения за работой воспитателя составляет план работы с молодым специалистом, согласовывает его со старшим воспитателем.

При этом используются разнообразные формы работы, так например:

- педагог-наставник предлагает совместно спланировать образовательную деятельность, оказывает помощь в составлении конспекта организованной образовательной деятельности (далее ООД);

- рекомендует методическую литературу, знакомит с методической копилкой группы и образовательной деятельности;

- посещает режимные моменты, образовательной деятельности у молодого педагога и анализирует их,

- приглашает понаблюдать за своей работой – проводит открытые показы проведения режимных моментов, организации прогулки, образовательной и других видов деятельности с обсуждением увиденного;

- проводит консультации, беседы;

- знакомит с нетрадиционными формами взаимодействия с воспитанниками;

- помогает в работе по самообразованию, при подготовке к педсоветам.

   Наряду с традиционными формами работы большую эффективность имеют инновационные: творческие группы, профессиональные и творческие конкурсы, «Круглый стол», «Мозговой штурм», «Мастер-класс», деловая игра.

  Наставничество – это постоянный диалог, поэтому педагоги-наставники по отношению к молодым педагогам должны быть уважительны, терпеливы, делиться своим опытом без назидания, не забывать отмечать положительные стороны в работе подшефного, поощрять педагогические находки. В свою очередь и молодые специалисты должны прилагать старания для правильного построения взаимоотношений с наставником.

Цель: наставничества в дошкольном образовательном учреждении - оказание помощи начинающим  воспитателям в их профессиональном становлении

Задачи:

 привить молодым специалистам  интерес к педагогической деятельности и закрепить их в образовательном учреждении;

   ускорить процесс профессионального становления молодого специалиста и воспитателя,  развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;

    способствовать успешной адаптации молодых специалистов и воспитателей к корпоративной культуре, правилам поведения в образовательном учреждении.

Основные направления работы:

-Планирование  и  организация работы  по  предмету.

-Планирование и организация воспитательной работы.

-Работа с документацией.

-Работа по самообразованию.

-Контроль и руководство за деятельностью молодого специалиста.

-Психолога- педагогическая поддержка.

Этапы работы с молодым специалистом:

-1 этап – адаптационный.

-2 этап – основной проектировочный.

-3 этап – контрольно- оценочный.

     В нашем образовательном учреждении уже на протяжении длительного времени успешно используется система наставничества. Много лет опытные воспитатели образовательной организации  являются наставниками для молодых педагогов. Наставники чувствуют большую ответственность за это поручение. Ведь от них во многом зависит будущий профессионализм молодого воспитателя. Самым сложным этапом в работе, как молодого специалиста, так и наставника является стажировка. В это время необходимо поддержать подшефного эмоционально, укрепить веру в свои силы, найти взаимопонимание.

Во время стажировки наставник и молодой специалист работают вместе – с группой воспитанников наставника.

   Педагог знакомит подшефного с образовательной организацией, с ведением документации, в это же время молодой воспитатель может наблюдать за проведением режимных процессов, прогулки, ООД и других видов деятельности (игровой, трудовой и др.).

   Демонстрация деятельности проходит так, чтобы воспитатель тоже постепенно включался в работу, приобретал опыт общения с детьми. Наставник привлекает педагога к подготовке проведения ООД и других видов деятельности (развлечение, эксперименты, наблюдения и др.).

  Старается показать, что каждая минута тихого часа может пройти с пользой: написать план, подготовить образцы для рисования и аппликации, костюмы для игры-драматизации, подобрать оборудование для экспериментальной деятельности и т.п. Во время стажировки беседует с педагогом, наблюдает за его работой: что вызывает затруднения, старается это делать незаметно, не стесняя его. Эти наблюдения и результаты анкетирования педагога помогают в дальнейшем составить совместный план работы наставника и подшефного. При составлении плана учитывает пожелания и предложения молодого воспитателя

Наставник обращает внимание своего подшефного, что в своей работе он имеет помощников, не только в лице старшего воспитателя и наставника, но помощником может быть и его коллега в группе, имеющий практический опыт. Напоминает о взаимоотношениях педагога и помощника воспитателя. Старается на практике показать, что педагог всегда уважительно относится к своему помощнику, тем самым показывая пример детям. Нельзя забывать, что работа помощника строится под руководством и в тесном контакте с воспитателем.

Когда педагог начинает работать на своей группе, наставник посещает отдельные режимные моменты, ООД. Затем вместе с молодым специалистом проводит их анализ, обсуждает, какие ошибки были допущены, как их устранить. Помогает подшефному с написанием плана, консультирует по вопросам самообразования.

   В дальнейшем педагог изучает не только опыт своего наставника, но и других коллег. Молодого специалиста приглашают на методические объединения воспитателей, творческие отчёты, открытые показы педагогов ОУ, привлекают к работе в творческих группах, к подготовке педагогических советов.

   Когда педагог начинает всё активнее включаться в работу, как никогда важна положительная оценка наставника. Здесь важно заметить даже незначительные успехи – дети быстро и аккуратно убирают игрушки, не забывают благодарить за помощь, воспитатель старается быстро прийти на помощь детям в разрешении конфликта, продумывает предварительную работу, игровые приёмы. Похвала укрепляет уверенность в своих силах, повышает интерес к профессии.

  На завершающем этапе наставник анализирует свою работу, выявляет недочёты и планирует работу по их устранению. При необходимости привлекает и других специалистов ОУ (учитель - логопед, музыкальный руководитель, педагог – психолог).

  Таким образом, использование в образовательном учреждении системы наставничества позволяет воспитателям быстро адаптироваться к работе, почувствовать уверенность в своих силах, убедиться в правильности выбора профессии, наладить плодотворное сотрудничество с коллегами, проявить себя грамотным педагогом. Не меньше пользы приносит эта система и наставнику. Как сказал великий китайский мудрец Конфуций «Учитель и ученик растут вместе». Работа с молодыми специалистами помогает повысить свою профессиональную компетенцию: педагог старается следить за новинками методической литературы, участвует в педагогических конкурсах, конференциях, семинарах, использует в работе инновационные технологии. Общаясь с молодыми коллегами, наставник приобретает новые взгляды на развитие и воспитание детей.

петенций, позволяющих стать для «особого» ребенка своим.

Ожидаемые результаты

-Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ

-Закрепление молодых педагогов в учреждение, «омоложение» коллектива ДОУ

-Участие в профессиональных конкурсах на различном уровне, создание методических разработок и -рекомендаций, обмен опытом

-Пополнение нормативной базы дошкольного учреждения

-Повышение профессиональной культуры педагогов, их уровня категорийности и умения работать на запланированный  результат

-Создание эффективной системы управления качеством дошкольного образования

Библиографический список

1.«От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования" / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. 293- 311 с.

2. «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-метод. материалы / авт.-сост. Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В. — 2-е издание, доп., перераб. — Казань: ИРО РТ, 2020. — 51 с.

3.Закаблуцкая Е. Молодой специалист и наставник /Электронный ресурс.

4. Журналы: «Управление ДОУ» № 1,4,5,8-2007. № 2,3,4-2004.

5..Круглова, И.В. Организация наставничества в ДОУ [Электронный ресурс]

6. Микляева, Н.В. Инновации в детском саду / Н.В. Микляева.

7.. Интернет ресурсы: «Информационно-методический центр»