Театральные занятия в детском образовательном учреждении

Адиятуллина Алсу Дариятовна

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ В ДОУ

                                              

                                                                «Мы понимаем, что главное в детстве  - игра,

                                         Преображаемся в мишек, лисиц, чебурашек,

                                         В сказочный мир приглашаем Максимов, Наташек –

                                         Учим идти их по жизни дорогой добра…»

 

         Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Поэтому я, как и многие педагоги, занята поиском нетрадиционных путей во взаимодействии с детьми, решая при этом ряд важных вопросов:

         - Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о красоте и многообразии мира;

         - Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни; как интересно можно жить в этом мире;

         - Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать.

         Опираясь, на поставленную задачу, меня, как воспитателя, привлекла театрализованная деятельность. Природа театральной деятельности многообразна. Она объединяет средства архитектуры, живописи, пластической организации действия с музыкой, ритмом и словом. В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку, применять собственные возможности и способности.

         Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи, музыке. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть. Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых в детском саду является театрализация..

         «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).

         Актуальность избранной мной темы на современном этапе определяется ФГОС (федеральными государственными образовательными стандартами) т. е. педагогика из «дидактической становится развивающей», а значит использование элементов театрализации, импровизации в процессе обучения и воспитания детей становится все более заметным, являясь одним из перспективных направлений педагогической мысли. Знакомясь с современными идеями развивающего образования, я уяснила для себя их суть, стараясь придерживаться ее главных принципов: развитие, творчество, игра. Я поддерживаю те педагогические идеи, суть которых сводится к единой концепции: развитие ребенка может быть понятно как активный процесс самосознания, деятельного творения маленьким человеком собственной личностной биографии. А помочь ему должен взрослый - педагог в данном случае - Я, воспитатель, связанный с ним едиными узами содействия и сотрудничества.

         Жизнь детей пронизана игрой. Именно этот вид деятельности отражает их основные интересы и переживания. Одной из разновидностей игр, которая  помогает ребенку примерить на себя всевозможные образы и роли, является театрализованная игра. Путешествие с дошкольниками в волшебный мир театра позволит педагогам максимально раскрыть развивающий потенциал театрализованной деятельности. Кукольный театр – первое приобщение дошкольников к миру искусства и импровизации. В ожидании кукольного представления в глазах воспитанников загораются искорки, слышится веселый смех, детские сердца наполняются радостью в предвкушении чуда. Ведь кукла, «ожившая» в руках взрослого, таит в себе маленькое волшебство, она незаменимый помощник в деле воспитания и обучения дошкольников. Если взрослый общается с ребенком с помощью куклы, малыш, как губка, впитывает каждое слово.

         Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста.

         Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это составная часть социально-экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.

         Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие др.

         Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

         Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

         Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

         Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты,  включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей, она способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты) могут вноситься в содержание праздников и  развлечений.

         Театр как один из самых доступных и понятных детям видов искусства способствует повышению общей культуры ребенка и формированию правильной модели его поведения в современном мире. При этом дошкольники могут быть как зрителями театрального действа, так и его участниками. Театральная деятельность организованная в ДОУ, содействуют развитию социальной уверенности воспитанников, формированию у них позитивного отношения к сверстникам и окружающим людям, становлению индивидуальности каждого ребенка.

image      Игры-инсценировки, проводимые в форме дословного пересказа в лицах (по ролям) художественного произведения, прочитанного воспитателем, или же в виде свободного пересказа текста детьми, становятся основой сюжетно-ролевой игры. Дословный пересказ текста произведения педагог обычно выполняет вместе с детьми и при этом берет на себя роль ведущего, а детям поручает другие роли. Текст, который должен произносить каждый персонаж, сначала произносим сам педагог, а дети его повторяют.

         Инсценировка художественного произведения в свободном пересказе детьми реплик каждого персонажа происходит как сюжетно-ролевая игра. Как правило, это бывают сказки, много раз прочитанные и потому очень хорошо известные детям.

         Кукольный театр - это еще один вид сюжетной «режиссерской» игры: Воспитатель предлагает детям произносить по ролям текст художественного произведения, заставляя одновременно действовать за героев этого произведения обычные игрушки (театр игрушек), петрушек (кукол, надеваемых на пальцы рук), вырезанные картинки и т.д. Кукольный театр используется как методическое средство, активизирующее речь детей.

image

         Работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику рук и координацию движений; нести ответственность за управление куклой; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять; учит находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Из практики своей работы я сделала вывод, что любая задача любого занятия решается детьми легче, проще и быстрее, если они ее обыгрывают. Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником при подготовке и проведении занятий. Для дошкольников учебные задачи, прямо поставленные перед ними, не всегда бывают интересны, и, следовательно, не играют особой роли в его развитии.

Например, знакомя детей с представлением деления предмета на равные части на занятиях по математике можно очень много времени потратить на объяснения этого процесса, а можно просто разыграть сценку деления сыра лисой из сказки о двух медвежатах. Причем разыграть в лицах, на сцене. В итоге результат получается эффективнее, а детские знания -гораздо прочнее.

         Используя театрализованную деятельность можно решать комплекс взаимосвязанных задач:

         - познавательное развитие – развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра; профессии людей, создающих театр; наблюдение за явлениями природы, поведением животных и птиц);

         - социальное развитие – формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности; воспитание у ребенка уважения к себе; развитие эмоций; воспитание этически ценных способов общения;

         - речевое развитие – содействие развитию монологической и диалогической речи; обогащению словаря образными выражениями, сравнениями, синонимами, антонимами, эпитетами; овладению выразительными средствами общения;

         - эстетическое развитие – приобщение к литературе, развитие воображения, создание выразительного художественного образа , обучение самостоятельному нахождению приемов изображения;

         - развитие движений - согласование действий и речи, умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа, выразительность исполнения.

         Использование театральной деятельности в детском саду позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира. Ребенок начинает чувствовать, что логика – это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

         Занятия театрализованной деятельностью не только вводят детей в мир прекрасного, но и пробуждают способности к состраданию и переживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие возможности, развивают универсальную способность к творчеству в любой области.

         Театр в детском саду надо делать не для того, чтобы в результате получилось некое зрелище, которое не стыдно и показать, а для того, чтобы у детей была естественная среда для развития фантазии и воображения, отработки речевых и поведенческих навыков; помочь детям адаптироваться к социальной жизни; привить такие качества, как уверенность в себе, доброжелательность; формировать человека думающего и чувствующего, любящего и активного.

         Используя в своей работе с детьми театрализацию надо основываться на представлениях выдающегося русского психолога Л.С.Выготского о роли творчества в развитии ребенка: «Заучивание слов роли, не всегда соответствующих пониманию и чувству ребенка, сковывает детское творчество. Гораздо ближе детскому пониманию пьесы, сочиненные самими детьми или сочиняемые и импровизируемые ими в процессе творчества… Такие пьесы будут неизбежно более нескладны и менее литературны, чем готовые пьесы, написанные взрослыми писателями, но они будут иметь огромное преимущество, заключающееся в том, что они возникнут в процессе детского творчества».

         Главная задача использования  театрализации в детском саду - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями. Ее поможет воплотить в жизнь высказывание Л.С.Выготского: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».
Педагогический процесс, подчас, бывает, однообразен, скучен и неинтересен, поэтому желательно вносить что-то свое, придумывать  свой собственный стиль общения с детьми. Для этого надо использовать театрализацию. 
Например, к малышам  на занятие по рисованию может прийти «Король – карандаш», показать приемы рисования, рассказывая удивительную сказку. Дети будут слушать и смотреть, открыв рот. И когда вечером, чтобы закрепить приемы рисования,   предложить им нарисовать на листочке грушм на блюдечке, окажется, что почти все дети усвоили технику рисования. В средней группе   на познавательные занятия по временам года можно приходить к детям в образе Осени, Зимы, Весны; на занятия по завариванию чая – Доброй Хозяюшкой и др. Такие занятия проходят намного интересней, дети становятся усидчивее и внимательнее.

         Анализируя работу в детском саду, становится понятно, что дошкольники и на занятиях, и в режимных моментах, и в играх усваивают информацию лучше, если используется театрализация: сказка запоминается быстрей, если ее после прочтения драматизировать с детьми; правила поведения в театре, в магазине  надолго отложатся в памяти, если приходил в гости Незнайка. Так же   театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно – от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

         Чтобы использовать театрализацию в режимных моментах, на занятиях, в играх, на праздниках и развлечениях, в самостоятельной художественной деятельности,   надо провести  диагностическое обследование творческого развития детей для изучения особенностей воображения, фантазии, творчества у дошкольников и оценки уровня их развития.
         Изучив полученные результаты, нужно определить основные задачи по развитию у детей творческих проявлений в процессе театрализованной деятельности:
* развитие эмоциональных качеств;

* развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;

* активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
* овладение навыками общения и коллективного творчества.

         Удачным  является внесение театральных кукол на такие занятия, где основным видом деятельности является беседа или рассказывание. Как правило, к концу таких занятий снижается умственная работоспособность. Практика подтвердила, что внесение кукол вызывает активность детей. Им приходится перестраивать речь, непосредственно обращаться к персонажу, что, безусловно, способствует обобщению знаний, умению рассказать об одном и том же, используя разнообразные формулировки ответов, следовательно, развивает грамматический строй речи.
Удачным приемом является использование театральных кукол на  лепке, аппликации, рисовании, где куклы  обращаются с просьбой слепить для зайца морковку, нарисовать медведю красивый домик. На занятии по развитию элементарных математических представлений в старшей группе  можно провести диагностическое обследование детей в форме путешествия в «Королевство сладостей», где театральным персонажем является Чупа-Чупс, а атрибутами – муляжи шоколадок, конфет, вафель, печенья, тортов. А на познавательном занятии «Винегрет» - использовать драматизацию стихотворения Ю. Тувима   «Спор овощей». 

         На занятие в подготовительной группе по теме «Волшебница – вода» пусть придет в гости злая волшебница, замутит чистую родниковую воду и детям придется её очищать (проводить опыты). А как интересно пройдет занятие по правилам поведения в автобусе, если в автобус вместе с ребятами сядет невоспитанный мальчик Саша и детям придется объяснять ему, как надо правильно себя вести.

         Очень важно не только пользоваться готовыми наборами кукол, но и изготавливать персонажей для театрализации самим: пальчиковый театр из бумаги, из ткани, вязаный, настольный театр, театр - фланелеграф, теневой и др.
         Чем разнообразнее театр, тем больше развивается ребенок творчески. Каково же место кукол в развитии детей дошкольного возраста? Прежде всего, кукла помогает установить контакт с ребенком, особенно если он закрепощен, эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. С помощью куклы дошкольник может выразить и отрегулировать свои собственные переживания. Т.к. персонажи кукольных театров постоянно находятся в распоряжении детей группы, то они служат стимулирующим фактором для развития их диалоговой речи. Опосредуя куклами,  робкие дети начинают постигать процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, дети «примеривают на себя» разные модели социального поведения. Играя роль волка или медведя, ребенок может выразить агрессию, играя роль зайчика – осторожность, играя роль петушка – решимость и храбрость. Это очень важно для того, чтобы впоследствии, став взрослым, человек смог вести себя по-разному и в зависимости от ситуации проявлять и терпимость, и настойчивость, и доброту.

         Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры – драматизации. При организации игр-драматизаций  большое значение придается предварительной работе, которая начинается с занятия по ознакомлению с художественной литературой. После чтения произведения надо детям прослушать его в аудиозаписи и просмотре видеофильма. Затем, чтобы выразить у детей интерес к будущей игре, надо   использовать такие приемы, как выборочное повторение чтения, анализ образов героев, беседы о них, рассказы о герое детей,  рассказы воспитателя.
В играх-драматизациях каждый персонаж наделен своим характером, за ним закреплены определенные поступки, действия, условия в которых он живет. Поэтому  важно найти нужные средства выразительности: интонацию, мимику, жесты. Для этого  можно использовать метод наблюдения за повадками животных, вместе с детьми имитировать их движения, передавать голосом различные состояния (страх, радость, удивление, ласку). Вся подготовительная работа по подведению детей к драматизации осуществляется поэтапно. В процессе чтения и рассказывания произведения дети знакомятся с текстом; слушание аудиозаписи и просмотр фильма помогает дошкольникам лучше понять содержание, дать правильную оценку героям. В дальнейшем все это укрепляется импровизацией. На предварительном этапе не надо разучивать с детьми текст, т.к. это затрудняет, затормаживает свободную речь и действия, сковывает и связывает творческие проявления.

         Задачей воспитания на данном этапе является формирование у детей желания принять участие в игре, интереса к тому, что надо делать, куда идти, какие слова говорить. Постепенно для детей становится существенным не только то, что надо выполнять, но и как выполнить. Этому помогает рассматривание иллюстраций, экскурсии, прогулки, в процессе которых дошкольники имеют возможность присмотреться  к повадкам собаки, прислушаться к крику петуха, заметить особенности поведения кошки и т.д.
Интерес к качеству выполнения роли содействует тому, что дети начинают критически относиться к другим участникам игры, а также видеть собственные недочеты и достижения.

         Однако при наблюдении за детьми в процессе игры,  выявляется большой разрыв между интересами, замыслами и их реализациями. Ребята подробно описывают своего любимого героя, дают точную характеристику: «Зайчик был добрый, пустил лису погреться», но в исполнении не могут передать тех качеств литературного героя, о которых сами с таким увлечением говорили.

         Опыт показал, что неуверенность и скованность детских проявлений сглаживаются по мере того, как дети приобретают необходимые умения и навыки: отчетливо говорить, изменять темп речи, правильно ходить, ловко и уверенно бегать, действовать. Уровень способностей детей не может быть одинаковым, поэтому большую роль надо  отводить индивидуальной работе с детьми при подготовке их к исполнительской деятельности. Положительно влияют игры-драматизации на детей подвижных, несдержанных, стеснительных. Подвижному, самоуверенному ребенку надо предлагать чаще роли спокойных, добрых персонажей, а застенчивому – наоборот.
Игры-драматизации являются богатыми источниками для формирования дружного коллектива, помогают детям чувствовать красоту поступков, учат помогать слабому, воспитывают необходимые нравственные качества у дошкольников.
         Овладев вождением кукол и играми-драматизациями, дети начинают использовать театрализацию в самостоятельной художественной деятельности. Для того, чтобы этот творческий процесс протекал эффективнее  нужно создать условия, стимулирующие проявление самостоятельности. В групповой комнате  оборудовать театральную зону: все куклы  выставить  на доступное детям место, разложить различные виды театров, маски; приобрести настольную ширму и ширму по росту детей, пошить различные костюмы и изготовить атрибуты к сказкам.   Разработать творческие задания и игровые ситуации, способствующие творческому проявлению дошкольников: предлагать детям поздравить куклу Аню, развеселить грустного Ежика, помочь Нюше приготовить подарки Барашу и Топтыгину провести «веселые соревнования», придумать содержание концертов, оформление группы.

imageСпециальные творческие задания способствуют раскрепощению детей: произнести стихотворение то удивленно, то грустно; задать вопросы от лица веселого Буратино, хитрой лисы Алисы, злого Карабаса-Барабаса; представить, что ты в комнате смеха и изобразить это; изобразить прогулку трех поросят, их встречу с волком и др. В индивидуальной работе  важно использовать этюды на выражение страдания и печали, на выразительность жеста, на выражение гнева, удовольствия и радости, внимания; игры на составление различных черт характера, игры – медитации. Вовлекать детей в процесс творчества сочинением коротких сказок и историй: «Встреча в лесу», «Медведь и лиса», «Если бы я был волшебником», «Мы мечтаем, кем мы станем». Для развития фантазии использовать дидактическое упражнение «Придумай, что было дальше»; для активизации мыслительного процесса решать с детьми кроссворды по сказкам.

         В результате этой работы у ребят формируется устойчивость интересов. Более активные дети получают возможность реализовать свои способности, а у малоактивных возрастают творческие проявления, они чувствуют уверенность в своих силах.

         Особое место  занимает использование театрализации на праздниках и развлечениях. Сюрпризные моменты, неожиданные выступления взрослых (воспитателей, родителей, гостей), встреча с любимыми персонажами сказок заставляют детей волноваться, восторгаться, доставляют необычайную радость только дошкольникам младшего возраста. Чем старше становятся дети, тем меньше возникает это состояние, т.к. в работе педагогов наблюдается натаскивание и муштра. Не все педагоги осознают, что праздник готовится не для гостей, а устраивается для детей, и забывают о главном – эмоциональном благополучии ребенка.

         Репетиции проводятся в группе со всеми детьми, поэтому нередко дети на утренниках зевают, подсказывают друг другу слова стихотворений, инсценировок, толкают друг друга и откровенно скучают или балуются. Поэтому важно использовать прием «секретности». По секрету от других детей  репетировать инсценировки, индивидуальные танцы, стихи. Родители тоже должны быть вовлечены в эту «секретность». Не делиться с другими родителями, какие костюмы они готовят детям, и кем будет их ребенок на утреннике. Тогда дети сидят на празднике, затаив дыхание, восторженно открыв глаза, если мальчик, для того, чтобы дружить с понравившейся ему девочкой отправляется верхом на Чёрте к самой Снегурочке  за сапожками (по мотивам повести Н.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»). Когда в гости на ёлку приходят «веселые человечки» и у них случаются неприятности, а Самоделкин всех выручает. А когда на новогоднем балу у Щелкунчика танцуют под музыку Чайковского жители его Королевства «Золотистый Чай», «Шоколад – испанец», «Черный Кофе», «Принц Зефир», «Принц Мармелад», «Фея Драже», в исполнении детей, то глаза от восторга горят не только у ребят, но и у их родителей.
Для проведения в группе развлечений «День рождения» можно повесить большой красочный ящик, украсить его волшебником-гномом и маленьким замочком. Этот ящик можно назвать «Волшебная почта» и только имениннику вручать ключик от замочка, который сам открывает почту и видит подарок, о котором давно мечтал. О его желании получить именно этот подарок можно  договориться с родителями «по секрету» заранее. Даже дети старших групп  верят в это «волшебство» и счастью их нет  предела.
Самое главное, если ребенок ушел с праздника с сияющими глазами, торопится поделиться своими впечатлениями с друзьями и родителями и еще много дней живет под впечатлением от него.  Очень важно, чтобы праздники приносили детям только радость, чтобы не было напряжения в ходе их подготовки. Пусть праздник станет для ребенка счастливым событием и останется в памяти надолго.

         Театрализованные игры помогают воспитателю, любящему своих детей, создавать радостную, непринужденную обстановку в группе. Занимаясь с детьми театром, педагог ставит перед собой цель -сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Нужно стремится к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети могли и использовать в повседневной жизни.

 

Список литературы

 

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -

     М.: ТЦ Сфера, 2006.

2.  Баранова Е.В, Савельева А.М. От навыков к творчеству Мозаика – Синтез, 2009.

3. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности Мозаика – Синтез, 2008.

4. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.

5. Додокина Н.Д., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду, Мозаика – Синтез, 2008 год

6. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009 год.

7. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. -  М.: ТЦ Сфера, 2001.

8. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.