18.09.2023г. Консультация "Нейропсихологические игры как средство развития психических процессов дошкольника".
Нейропсихологические игры как средство развития психических процессов дошкольника.
В отечественном образовании наряду с сохранением лучших российских традиций идёт поиск новых форм и методов работы. Это в полной мере относится и к системе дошкольного воспитания. Сегодня все чаще в работе с детьми используется нейропсихологический подход.
Ценность данного подхода возрастает в связи с насущной проблемой современного образования, а именно – ростом количества детей с различными отклонениями в развитии. При этом речь идёт не столько о росте грубых дефектов психики, сколько о фиксации варианта развития в пределах нижних нормативных границ.
Так, один ребёнок начинает говорить в год, а в четыре — уже читать. А другой, учась в школе, порой уже не в первом классе, с трудом усваивает послоговое чтение, неуверенно узнаёт или вообще путает буквы. У одних детей абсолютная грамотность, а другие, вызубрив наизусть все правила, делают по несколько ошибок в каждой строчке. И такие проблемы возникают не только у детей с тем или иным диагнозом, но и у абсолютно здоровых детей. Чаще всего школьники испытывают трудности с русским языком, чтением и математикой. Причиной трудностей обучения может быть несформированность различных отделов головного мозга. И это не значит, что с ребёнком что-то не так. Ребёнок может быть абсолютно здоровым физически и умственно, но его мозг, который ещё развивается, не справляется со школьной нагрузкой.
Чтобы помочь ребёнку справиться с трудностями, педагогам, работающим с ним, необходимы знания нейропсихологии.
Нейропсихология — это наука о мозговой организации высших психических функций человека. которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др.
Коррекционно – развивающая работа, имеющая нейропсихологическую направленность имеет три направления:
- нацеленное на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций;
- ориентированное на развитие и коррекцию познавательных функций и входящих в неё компонентов.
- на развитие и восстановление межполушарных взаимодействий.
С использованием в работе нейропсихологических игр и упражнений, решаются следующие задачи:
- Ребёнок учится чувствовать в пространстве своё тело.
- Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение)
- Формируется правильное взаимодействие ног и рук.
- Развивается слуховое и зрительное внимание.
- Ребёнок учится последовательно выполнять действия.
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» Иван Петрович Павлов.
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то ещё и согласованность языка.
Преимущества использования нейроигр:
- игровая форма обучения;
- эмоциональная привлекательность;
- многофункциональность;
- автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;
- формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
- формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом;
- активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.
Такие упражнения полезны и детям и взрослым.
- «Нейротаблицы на внимание»
- Игра «Соедини точки»
- Межполушарные доски.
- Игра «Умные дорожки».
- «Веселые пальчики».
- «Найди такую же цифру».
- «Узнай цифру на ощупь».
- «Составь фигуру».
- «Большие, маленькие, средние».
- Зеркальное рисование.
- Кинезиологические упражнения («Ухо – нос», «Цветочек», «Коза-корова», «Молчу — шепчу — кричу», «Прикосновения» и т.д.)
Дети развиваются играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки.
Так как в поле зрения педагога попадают чаще всего дети с трудностями обучения и проблемами поведения, кому трудно бывает сосредоточиться на занятии, упорядочить и запомнить информацию, тяжело быстро переключаться с одного задания на другое, то становится понятным, что круг таких детей достаточно широк. А также это и дети с дефицитом внимания, гиперактивностью, повышенной импульсивностью, с различными задержками и дефицитами психического развития.
Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра — это естественное состояние и потребность любого ребёнка.
Абсолютно у любой игры есть развивающий потенциал. Если указано, что игра нейропсихологическая, то обязательно в правилах описано, для кого она будет наиболее полезна и детям какого возраста рекомендована. Так что такие игры родители могут покупать и без рекомендаций специалиста — они в любом случае полезны и интересны.
В своей работе мы используем нейропсихологические упражнения (нейроигры) − это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений. Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые используем на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.
Нейропсихологические игры представляют собой увлекательные и обучающие игры, которые помогают детям раскрыть их способности и развить их мышление. Они помогают сформировать положительные психологические качества, такие как память, креативность, логика и проникновение. Они помогают улучшить мотивацию, саморегуляцию, способность к концентрации и способность к пониманию и анализу.
Нейропсихологические игры помогают развивать практические умения и навыки, такие как решение задач, анализ и восприятие информации, а также критическое мышление. Эти игры также помогают развить социальные и коммуникативные навыки, такие как слушание, внимание, понимание и общение.
Нейропсихологические игры могут быть полезными для развития психопроцессов у детей. Они могут помочь детям раскрыть их потенциал и развить их мышление, помочь им в получении практических умений и навыков и помочь им развить социальные и коммуникативные навыки. Таким образом, нейропсихологические игры являются ценным инструментом для развития психологических процессов у детей.
Нейропсихологические игры относятся к набору игр, разработанных для улучшения когнитивных способностей, таких как память, внимание и навыки решения проблем. Эти игры приобретают все большую популярность как средство развития психопроцессов у детей.