«Осень в гости к нам пришла» НОД с детьми с ЗПР
Задачи:
Образовательные:
-расширить знания ребенка об осенних изменениях в природе;
-активизация словаря по теме;
-совершенствование грамматического строя речи (составление простых распространенных предложений по картинке, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательных прилагательных, согласование числительных с существительными и прилагательными);
-формирование навыков прямого счета в пределах пяти.
Коррекционные:
-развитие связной речи;
-развитие мелкой моторики пальцев рук посредством пальчиковых игр и упражнений;
-развитие памяти, мышления, зрительного гнозиса;
-развитие артикуляционной моторики.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: д/и «Собери картинку», листья с разных деревьев, массажный мяч, чудесный мешочек, муляжи овощей, вырезанные детали ( тучки, деревья, желтые листья, грибы).
Ход занятия:
Организационный момент: Приветствие. Объявление темы занятия.
Воспитатель предлагает ребенку открыть конверт, в котором разрезная картинка «Осень»
После того как картинка собрана, задает вопросы:
-Что ты видишь на картинке?
-Как одеты дети?
-Какие деревья?
-Какая погода?
-Как ты думаешь, какое время года изображено на картинке?
-Правильно. Сегодня мы продолжаем говорить об осени.
2. Основная часть:
1.Артикуляционная гимнастика ( перед зеркалом). Звучит музыка « Осень в лесу».
-Давайте представим, что мы оказались в лесу.
Упражнение для мышц шеи.
И.п.сидя на стуле, спина и шея прямые.
-Давайте посмотрим по сторонам. При повороте головы вдыхаем носом, при возвращении в исходное положение-выдох ртом.
Упражнение для жевательно-артикуляционных мышц, губ, щек, языка.
-Увидели медведя. Осенью мишке очень хочется спать, он зевает (широко открыть рот и закрыть).
-Мишка очень любит малину, давайте покажем как он жует ( имитация жевания).
-Очень вкусная малина (рот открыт, губы в улыбку, кончиком языка облизать верхнюю губу).
Нам хорошо в осеннем лесу (упражнение «Улыбка»).
-Вот мелькнул беличий хвостик ( поворот языка влево-вправо).
-она запасается на зиму орешками (улыбнуться и постучать зубами).
2. Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук.
Ветер северный подул: (Пошевелить пальцами и «С-с-сс», все листья с липы сдул…подуть на них).
Полетели, закружились
И на землю опустились.
Дождик стал по ним стучать:
«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!». (Постучать пальцами по столу).
Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил. (Постучать кулаками по столу).
Снег потом припорошил, (Плавные движения кистей рук вперёд-назад).
Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижаты к столу).
Е.Карельская.
3.Лексико-грамматические игры и упражнения:
Образование уменьшительно-ласкательных форм существительного.
Игра с мячом.
Воспитатель называет слово, бросает мяч ребенку, который должен назвать его в уменьшительно-ласкательной форме.
Дождь-дождик; лист-листик; капля-капелька, огурец-огурчик; ветер - ветерок и т.д.
Образование притяжательных прилагательных «С какого дерева листик?»
Воспитатель разбрасывает листья по полу. Предлагает их собрать. Ребенок должен взять листок и сказать, с какого дерева он упал.
Лист с берёзы-берёзовый; с дуба-дубовый, с осины-осиновый, с клёна-кленовый.
Согласование числительных с существительными и прилагательными
Ребёнок собирает листья в букет.
-Скажи каких листьев по одному, по два.
4.Физкультминутка
Стояла корзинка на полке без дела( присесть, округлить руки- изобразить корзинку)
Скучала, наверное, всё лето она (наклоны головы, вправо-влево)
Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)
Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)
Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)
Она удивилась (развести руки)
Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг).
5.Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Воспитатель предлагает ребёнку на ощупь угадать какой овощ спрятан в мешке.
6.Психогимнастика.
Воспитатель предлагает ребёнку показать, как животные готовятся к зиме: белка, запасается орешками, мишка готовится спать, ежик забирается в норку.
7.Развитие связной речи «Лес осенью».
Летом лес был зелёным. Теперь берёзки и клёны желтые. Осины красные. Между ними ёлочки зеленеют. Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тихо-тихо на землю опускаются. Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения.
По Г.Скребицкому и В.Чаплиной.
Вопросы по тексту:
-Какой лес был летом?
-Какого цвета стали берёзки и клёны осенью?
-Какого цвета стали осины осенью?
-Что происходит с листьями, цветами, травами?
8.Пальчиковая игра.
Ребёнок катает между ладошками массажный мяч, произнося стихотворный текст.
Следом за летом осень идёт.
Желтые песни ей ветер поёт.
Красную под ноги стелет листву,
Белой снежинкой летит в синеву.
9.Картина « Осень»
Воспитатель предлагает ребёнку собрать панно из заранее подготовленных деталей ( тучки, деревьев, жёлтые листья, грибы) и рассказать о проделанной работе.
10.Итог занятия.
О чём мы сегодня говорили?
Какое у тебя сейчас настроение?