Консультация для родителей «капризы и упрямство"

Амигалатеой Светлана Ришатовна

Понятие "капризы и упрямство" очень родственные и четкой границы провести межу ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы.

Упрямство-это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания для которого нет видимых мотивов.

 Проявления упрямства:

-в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.

-выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребенок понял, что совершил ошибку, и не хочет в этом признаваться, и поэтому "стоит на своем".

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройствам нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, еще в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

Капризы-это действие, которые лишены разумного основания, т.е. "я так хочу и все!!!". Они вызываются слабостью ребенка и в определенной степени тоже выступают как форма самозащиты.

 Проявление капризов:

-в желании продолжит начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы

-в недовольстве, раздражительности, плаче

-в двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев

2. Как правило, эта фаза кончается к 3,5-4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте-вещь вполне нормальная

3. Пик упрямства приходится на 2,5-3 года жизни

4. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки

5. Девочки капризничают чаще, чем мальчики

6. В кризисных перо приступы упрямства и капризности случаются у етей по 5 раз в день. У некоторых детей-до 19 раз!

7. Если дети по достижению 4 лет все еще продолжат часто упрямится и капризничать, то, веротяно, речь идет о "фиксированном упрямстве", истеричности, как способ манипуляции своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.

 Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

1. Не предавать большого значения упрямству/капризам. примите к сведению приступ, но не стоит потакать ребенку

2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте почувствовать, что вы понимаете ребенка

3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать ребенку-это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее возбуждают приступ.

4.Будьте в поведении с ребенком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь при этом дальше

5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ происходит в общественном месте. Чаще всего помогает только одно-взять за руку и увести.

6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних : "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!" Ребенку только этого и нужно

7. Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня интересная игрушка(книжка,штучка)" Подобные отвлекающие маневры заинтересуют ребенка, и он успокоится

8.Исключите грубый тон, резкость,стремление сломить силой авторитета

9. Спокойный тон, без раздражения.

10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса

 Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдет о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребенка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить.

1. Нельзя хвалить за

-достигнутое не своим трудом.

-не подлежит похвале(красота, сила, ловкость)

-из жалости

2. Надо хвалить:

-за поступок, свершившееся действие

-начинать сотрудничать с ребенком всегда с похвалы, одобрения

-очень важно хвалить ребенка с утра, как можно раньше и на ночь тоже

-умение хвалить не хваля(попросить помощи, совет, как у взрослого). 

....

1.Нельзя наказывать и ругать когда:

-ребенок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни, так как в это время психика ребенка уязвима и реакция непредказуема

-когда ребенок ест, сразу после сна или перед сном

-во всех случаях, когда у ребенка что то не получается ( пример: вы торопитесь, а ребенок не может завязать шнурки)

-после физической или душевной травмы

-когда ребенок не справился со страхом,невнимательностью, подвижнстью и тд,но очень старался

-когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны

-когда вы сами не в себе

7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:

1) наказание не должно вредить здоровью

2) если есть сомнения, лучше не наказывать( пример::вы не уверены, что поступок совершил именно ваш ребенок, или вы сомневаетесь в том, что совершенное действие вообще достойно наказания)

3) за 1 проступок-одно наказание

4) лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием

5) надо наказаь и вскоре прощать

6) если ребенок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно ему объяснить, за что и почему он наказан.

7) ребенок не должен бояться наказания

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своем семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего вышеперечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже вырабботанную стратегию воспитания в вашей семье.