Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей.
Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей.
Уважаемые родители! Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звук, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи- это сложный двигательный навык. Уже с младенческих дней ребёнок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно- мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками ( бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребёнка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребёнка постепенно. Для чёткой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи- язык, губы, нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных. глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, лёгкие, диафрагма, межрёберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата; отработки определённых положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз; Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз; Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении); При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определённую последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме; Из выполняемых 2-3 упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребёнок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумывать новые игровые приёмы; Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении; Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своѐ лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнения. Поэтому ребёнок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребёнок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом ( примерно 9-12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка лицом к нему; Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приёмы; Взрослый показывает выполнение упражнений; Упражнение делает ребёнок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребѐнком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому; Для того, чтобы ребёнок нашёл правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать её вареньем, шоколадом, что любит ваш ребёнок; Если у ребёнка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки и т.д.).