Формирование национального характера
Если об Англии говорят «Старая добрая Англия», подразумевая сохранение и соблюдение традиций, о Франции – „Прекрасная Франция!“, имея в виду ту красоту и блеск страны, которою она всегда славилась во всех проявлениях, то о России говорят: „Святая Русь“, предполагая то, что Россия – страна, исторически ориентированная на духовную жизнь, страна, придерживающаяся традиционного уклада, страна, стоящая в основе на православных ценностях. Но жизнь меняется и наше время отличается огромным засильем всего иностранного, чужеземного в окружающей жизни человека — в быту, на телевидении, в музыке и т.п. Утрачивается связь поколений, забываются народные традиции, жизненый уклад русского человека. Мы, занимаясь образовательной деятельностью дошкольников, хотим вырастить хорошего человека, с твердой гражданской позицией, любящего свою семью, родину, знающего свои корни и уважительно относящегося к своим родителям, предкам, владеющего своим языком, с гордостью осознающего, что он Россиянин, знающего традиции своего народа, а, значит, историю своей Родины. Поэтому для своего коллектива мы выбрали основным направлением деятельности гражданско-патриотическое воспитание и развитие дошкольников. С 2015 года наше учреждение работает как Ресурсный центр по гражданско -патриотическому воспитанию. Это значит, что мы являемся базовой площадкой для диссеминации, т.е., распространения инновационного опыта работы в данном направлении.
Это очень ответственно, и все педагоги, реализуя основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Детский сад «Дюймовочка», изучали, собирали, накапливали и систематизировали материал, отрабатывали инновационные практики по гражданско-патриотическому воспитанию. В основе нашей работы – проектная деятельность. Приоритетными мы выбрали четыре проекта в реализации которых отражается жизнь нашего коллектива:
1. «Моя семья - мой край - моя Родина»
2. «Православная культура русского народа»
3. «Русская игрушка»
4. «Семейные традиции»
Реализуя эти проекты, мы поставили перед собой основные задачи гражданско-патриотического воспитания наших дошкольников:
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу);
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви и уважения к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям. В проекте «Моя семья – мой край – моя Родина»
реализуется четыре блока:
Родной край; Россия – Русь; Моя семья; Детский сад – мой второй дом.
Знакомятся наши детей и родители с историческими фактами возникновения и развития нашей Родины уже при входе в детский сад, поднимаясь по лестничным пролетам, коридорах второго этажа, где оформлены объемные настенные экспозиции истории возникновения родного города, карта Тамбовской области (для виртуальных путешествий по городам и районам области), основатель крепости, а в последствии воевода города Тамбова Бабарыкин, символика города, области и государства Российского, портреты людей, прославивших родную Тамбовщину, которыми гордится не только наш край, но и вся страна. Особо почитаемое памятное место – Вечный огонь и фотоэкспозиция «Колесо войны» (где по фотографиям можно проследить все страшные годы войны и радость победы над фашизмом). В рамках реализации этого проекта дети с воспитателями выезжают на экскурсии по памятным местам города, посещают музеи, Храмы, любимые места прогулок горожан, знакомятся с архитектурой старого Тамбова и современными зданиями. Педагоги показывают красоту, современность, благоустройство родного города с целью формирования чувства гордости за свою малую родину у дошкольников.
В театрализованных постановках дети могут изучить и историю народных костюмов, историю родного края, традиции народа и подвиги наших предков. Одним из решений проблемы детско-родительских отношений стали Экскурсии выходного дня. Вместе с педагогами и родителями такие походы дают возможность ребенку насладиться общением со своими родными и близкими людьми, у дошкольников формируются общие интересы со взрослыми, они учатся организовывать семейные досуги. Общность интересов зарождает в ребенке чувство гордости не только за своих родителей, но и за своих педагогов, за свой детский сад, который становится вторым домом для ребенка. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии показали, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, «складывается» человек. Перед дошкольным учреждением стоит проблема –привить любовь к Родине, ее историко-культурному наследию. Через работу в патриотических уголках , занятий по краеведению , дополняющих работу ДОУ по гражданско-патриотическому воспитанию, закладывается фундамент для воспитания настоящего патриота, любящего свою Родину. Язык – это история народа, это путь цивилизации и культуры. Мы должны и обязаны сберечь русский язык. В потешках, стихах, сказках, былинах, песнях, частушках…во всем народном творчестве, русском фольклоре отражена вся мудрость, жизнь, чаяния и радость народа.
Родной язык, язык литературный, государственный (национальный) язык - это культурное наследие, которое мы обязаны передать подрастающему поколению во всем его многообразии и красоте.
Язык – это целый мир. Родное слово помогает жить. Русский язык величайшее богатство нашего народа. Слово - проводник наших чувств, желаний, мыслей, радости, печали.
Самая большая ценность человечества – это общение.
Мы даем нашим детям возможность научиться правильно и красиво говорить, вести диалог, выразительно читать стихи, правильно произносить звуки, строить грамотно предложения и обогащать свой словарный запас через реализацию основной общеобразовательной программы и дополнительных образовательных программ (Выразительное чтение, Азбуковедение, Театральная деятельность). Используем все технологии речевого развития (мнемотаблицы, моделирование, сказкотерапия, мультимедийные средства), разнообразные формы работы с книгой. Развивая познавательный интерес у дошкольников, реализуя образовательные области, взаимодействуя с семьями воспитанников, мы заботимся о физическом и психическом здоровье детей. Каждый ребенок начинает ценить и любить людей, работающих в детском саду. Детский сад становится вторым домом для ребенка, где ему тепло и уютно, весело и комфортно, интересно и увлекательно. В этом доме каждый ребенок может реализовать свои потребности, жить благополучно и счастливо. Работая во взаимодействии с родителями, мы поняли, что не все взрослые знают и понимают значение православных праздников, которые по традиции празднуют, и которые занимают немаловажное место в нашей жизни. Родители не могут объяснить детям их названия и значение, затрудняются в ответах на вопросы детей.
Проект «Православная культура русского народа»
В рамках реализации этого проекта сотрудничаем с Православной Гимназией имени Святителя Питирима, настоятелем Троицкого Храма Отцом Виктором Шальневым и Центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции города Тамбова (дети, оставшиеся без попечения родителей). Проводим совместные мероприятия на базе нашего учреждения или выезжаем с родителями и детьми к нашим партнёрам. Наши встречи носят познавательный характер, происходит взаимообмен, взаимообучение педагогов и детей. Дети доступно в музыкально-театрализованной деятельности показывают и рассказывают все, что они узнали об истории того или иного праздника. Наш детский сад – открытая социальная система и мы причастны ко всем значимым событиям, происходящим в нашем городе. Поэтому, в рамках Международной Покровской ярмарки, мы проводим традиционное для нас и системы дошкольных учреждений мероприятие «Покровская Карусель». Проходит оно на территории нашего учреждения и в нём принимают активное участие все 52 детских сада города. Это массовое, зрелищное, познавательное событие, которого мы все ждём, и на котором можно увидеть всё лучшее, на что способны работники детских садов, родители и дети, порадовать всех кулинарными изысками традиционных тамбовских блюд на дегустации.
Проект «Русская Игрушка»
Важная роль в дошкольном возрасте отводится игрушке, и дарение игрушки ребенку на день рождения, праздник – это обычай нашего народа. Поэтому мы решили глубже погрузиться в историю русских игрушек.
Проводим тематические презентации, конкурсы поделок, чтецов; подбираем обучающие видеосюжеты, устраиваем костюмированные представления, театральные постановки, разучиваем стихи и песни, проводим викторины и подводим итог большим фестивалем игрушки, в котором принимают участие все возрастные группы, родители и педагоги. И в качестве зрителей, и в качестве артистов и чтецов, а так же, в роли телеведущих или репортеров.