Мы славим край, где мы живем
Музыкально – творческий проект
«Мы славим край,
где мы живем»
(старший дошкольный возраст)
музыкальный руководитель:
Родниковская Ирина Николаевна,
МАОУ детский сад №210 «Ладушки»,
г. Тольятти Самарской области.
На фоне мелодии звучит текст:
В российской нашей необъятной шири есть край известный
Край, где мы живем. Леса, поля, Волга и Жигулёвские просторы -
Всё это мы землей любимою зовем!
Звучит песня «Край, в котором ты живешь»
1 Куплет:Мы играем возле дома и зимой, и летом,
Все давным-давно знакомы в дружном доме этом.
Припев:Посмотри, как хорош дом, в котором ты живёшь.
Посмотри, как хорош дом, в котором ты живёшь.
2 Куплет:Слышишь, улица родная, нет тебя чудесней.
Мы по улице шагаем вместе с нашей песней.
Припев:Посмотри, как хорош город, тот, где ты живёшь.
Посмотри, как хорош город, тот, где ты живёшь.
3 Куплет: Нашим очень дружным хором песенка поётся,
Край, который с детства дорог,Родиной зовётся.
Припев:Посмотри, как хорош край, в котором ты живёшь.
Посмотри, как хорош край, в котором ты живёшь.
Актуальность:
В Поволжье,на протяжении веков живут народы разных языковых групп и традиций, культур.
Необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует формированию любви к родному краю. Уважению к народным традициям, а также творческому развитию детей в различных видах деятельности.
Одним из наиболее важных средств патриотического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. Через него ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.
Проект направлен на формирование у детей представления о богатой народной культуре, знакомству с этнографией и фольклором народов Поволжья.
Цель проекта:Формирование у дошкольников представлений о культуре и традициях народов Самарской области, уважительного отношения к ним.
Задачи проекта :
• Создавать условия для формирования у детей представлений о народах, живущих в нашем городе, в том числе и о детях, посещающих МАОУ д/с «Ладушки» (русские, татары, мордва, чуваши, башкиры, армяне, их ценностях (фольклор, праздники, игры, предметы народного быта, народный костюм, блюда, музыкальные народные инструменты, расширяя речевое, художественно-этетическое, нравственное развитие детей).
• Воспитывать у детей толерантное, доброжелательное, уважительное отношение к представителям других национальностей.
• Взаимодействуя с родителями, способствовать формированию активной жизненной позиции в вопросах нравственно – патриотических чувств у детей.
1 этап - предварительная работа:
1. Подбор методической и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста.
2. Анкетирование родителей на тему: «Наша дружная многонациональная группа», с целью выявления национальных особенностей дошкольников.
3. Определение направлений работы, выбор форм и методов образовательной деятельности.
4. Разработка перспективного плана образовательной деятельности по ознакомлению с традициями и культурой народов Поволжья.
5. Подбор материала для продуктивной деятельности; подбор аудиозаписей, мультимедийных материалов; подбор дидактических, подвижных игр; беседы, цикл занятий; консультаций.
6. Создание образовательно – культурной среды в группе:
• пополнение краеведческого уголка материалом: «Декоративно-прикладное искусство народов Самарской области», «Национальный костюм народов Поволжья», «Национальный орнамент», «Сказки поволжских народов», «Игры народов Поволжья»; музыкальные инструменты народов Поволжья.
7. План взаимодействия с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: дети дошкольного возраста 5-6 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Аннотация проекта: Проект знакомит со спецификой и особенностями некоторых народов Поволжья с их обычаями и традициями, культурой и народным искусством, национальной одеждой и кухней, с традиционными праздниками. По продолжительности проект средне - срочный (сентябрь-январь 2022-2023 уч. года).
Ожидаемые результаты:
У детей повысится уровень сформированности нравственно-патриотических чувств воспитанников, знаний о народах, проживающих в Самарской области, культуры поведения дошкольников; воспитание свободной, творческой личности, осознающую свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.
Литература:
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М. : ЦГЛ., 2005.
2. Богатеева З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – Москва, 1986.
3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2008.
4. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – Москва, 1997.
5. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности. – Москва, 1991.
6. Куклы в народных костюмах №19, Deagostini, 2012.
7. Кочетков Е. Раскраска "Народные костюмы", Москва, 2006.
8. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2022.
9. Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. – Москва, 2002.
10. Музыкальные инструменты Поволжья https://revolution.allbest.ru/music/01214891_0.html
11. Презентация «Традиционные праздники народов Поволжья» https://myslide.ru/presentation/skachat-tradicionn...
12. Презентация «Танцы народов Поволжья» https://infourok.ru/prezentaciya-tancy-narodov-pov...
2 этап - основной:
• цикл занятий;
• чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций;
• продуктивная деятельность (рисование, раскрашивание, лепка, аппликация);
• составление мини - книжек со сказками народов Поволжья;
• разучивание стихотворений, дидактических и подвижных народных игр; прослушивание музыки народов Поволжья; разучивание песен и некоторых танцевальных движений, характерные для того или иного народа.
• просмотр презентаций;
• просмотр видео-экскурсий;
• беседы, консультации для родителей;
• выставка творческих работ.
3 этап – заключительный:
• презентация проекта в форме викторины «Как здорово, что мы едины»
• Презентация танца «Дружба народов»
• Презентация творческих и кулинарных работ детей и родителей.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах деятельности
Цикл занятий
Познавательное развитие.
Беседы:
«Народы Самарской области», «Кто какой национальности в нашей группе», «Русский национальный костюм», «Татарский национальный костюм», «Мордовский национальный костюм», «Чувашский национальный костюм», «Башкирский народный костюм»,«Армянский национальный костюм», «Традиционные блюда народов Поволжья».
Беседа об обычаях, традициях, русского фольклора, об традиционных праздниках разных народов.
Художественно-эстетическое развитие
ООД: «Музыкальные народные инструменты русского народа, народов Башкортостана и Татарстана»; «Музыкальные народные инструменты мордовского, чувашского, армянского народа», Разучивание танца «Дружба народов»
«Изготовление женского русского национального головного убора «Кокошник» (аппликация)
«Изготовление мужского татарского национального головного
убора «Тюбетейка» (аппликация)
Эта шапка ненароком, по расшитым златом строкам (Тюбетейка)
Лепка из пластилина «Хлебобулочные изделия русской кухни»
Традиционная русская выпечка – уникальные изделия русской кухни.
Изготовление книжки – малышки «В гостях у народной сказки» (рисование)
Чтение художественной литературы:
Русские народные сказки: «Бабушка, внучка и курочка», «Елена Премудрая», «Гуси-лебеди» и др. Татарские народные сказки: «Волшебное кольцо», «Три сестры», «Волк и портной». Армянские сказки: «Бойкая невестка», «Волшебная роза».
Образовательная деятельность в режимных моментах
Дидактические игры:
«Подбери узор»
«Чей головной убор?»
«Одень куклу в национальную одежду»
"Третий лишний"
"Узнай жилище"
Сюжетно - ролевая игра: «Магазин посуды»
Посещение мини – музея в ДОУ «Русская изба»
Видео - экскурсия краеведческого музея «Жилище народов Поволжья»
Видео - экскурсия в библиотеку «Традиции, обычаи, праздники народов Поволжья»
Участие в онлайн - концерте, посвященном «Дню народного единства»
Праздник «Осенний капустник» с использованием народных песен, музыкальных народных игр русского фольклора
Праздник «Рождественские Святки-колядки»
Подвижные игры:
«Карусель», «Горелки» (русская народная игра), «Тюбетейка» (татарская народная игра), «Юрта» - башкирская народная игра), «Цветы и ветерки» (армянская народная игра.Самостоятельная деятельность детей с использованием ресурсов среды.
Взаимодействие с родителями
1. Ознакомление родителей с проектом «Мы славим край, где мы живем!»; 2. Консультации для родителей: «Воспитание любви к родному краю», «Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка», «Национальные костюмы народов Поволжья», «Народные игры в жизни детей».
3. Творческая работа родителей – представление национального костюма, блюда, фото и видео презентации работ.
Русские национальные блюда:
Пирожки
Русские пирожки – это одна из разновидностей пирогов, так сказать пирог в миниатюре. Каких только пирожков нет в русской кухне! Открытые, решетчатые, закрытые, многоугольные, низкие и высокие с одним видом фарша и многослойные.
Блины
Название «блин» произошло от древнеславянского «млин», что означает «мучное изделие». Раньше их готовили из гречневой муки: так блинчики получались пышными, мягкими. Традиционно русские блины получались небольшими, размером с блюдце.
3 этап – заключительный
Презентация проекта в форме викторины
«Как здорово, что мы едины»
Цель: Закрепление знаний о культуре и быте, обычаям и традициям народов Поволжья; воспитание эмоционально-положительного отношения к разным народам. Демонстрация совместных творческих работ детей и родителей.
Данный познавательно-творческий проект дает возможность воспитать свободную творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, смело ориентирующуюся в современном мире и готовую жить в согласии и мире со всеми народами.