Тема консультации: «Пальчиковая гимнастика как средство коррекции речевых нарушений»

Эрдынеева Арюна Саяновна

Пальчиковая гимнастика как средство коррекции речевых нарушений

 

Всё чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью, с нежеланием и неумением общаться. И эта проблема набирает обороты всё сильнее и сильнее. А ведь в современном мире овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Эта проблема актуальна сейчас как никогда, ведь человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, может грамотно выражать свои мысли и желания. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает отрицательный отпечаток на формирование личности человека. И здесь остро встаёт вопрос: А как же помочь малышам справиться с этой проблемой? Ведь правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является – развитие мелкой моторики.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстаёт - задерживается и развитие речи. Кроме того, гимнастика для пальчиков, помогает ребёнку при рисовании, письме, лепке, любой бытовой и игровой деятельности.

В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом,и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.

Постоянные занятия с детьми пальчиковыми гимнастиками, способствуют тому, что выполнения упражнений и ритмических движений пальцами стимулирует развитию речи, игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться в речь и понимать её смысл. Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками заметно улучшает чёткость речи. У детей интенсивно развивается память, воображение и фантазии. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, подвижность и гибкость.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Истоки способностей и дарований детей- на кончиках их пальцев. Поэтому необходимо уделять большое внимание развитию движений пальцев рук и совершенствованию мелкой моторики рук ребёнка.

Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса, а если стихотворение не проговаривать, а напевать- то и музыкального слуха.

Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Также занятия пальчиковыми играми помогают достичь тесного контакта, а в том числе и тактильного, между взрослым и ребёнком, что положительно сказывается на дальнейших отношениях между ними и, наконец, такие занятия, как правило, очень нравятся малышам.