ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
«Дошкольное детство» – это уникальный период в жизни каждого человека, когда формируется здоровье, осуществляется разностороннее развитие личности.
В то же время, это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – «главные взрослые» в этот период развития ребенка – это ближайшие родственники - родители, бабушки и дедушки, и педагоги – воспитатели, т.е. те взрослые, которые формируют личность ребенка посредством воспитания.
У ребенка в раннем возрасте еще нет собственного жизненного опыта, и только взрослые могут помочь ребенку познать окружающий мир. В данный момент развития ребенок живет в постоянной «системе запретов», т.е. воспитание строится через многое «нельзя», например – нельзя совать пальцы в розетку – ударит током, нельзя есть снег – заболеешь, нельзя баловаться на горке - упадешь, ударишься. И самое главное в этот момент – взрослые не должны противоречить друг другу в воспитании. Воспитание и развитие ребенка должно проходить согласовано и едино.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание?
Но разве это правильно, делить воспитание на семейное и общественное? Ведь ребенок, живет, воспитывается и развивается и в семье и в социуме – в детском саду, есть ли смысл «тянуть » воспитание и развитие ребенка в разные стороны,
Развитие личности ребёнка невозможно без семейного воспитания. Именно в семье он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Родители являются первыми педагогами, они закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте.
Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Опираясь на эти утверждения, меняется позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – является не только воспитателем детей, но и партнёром родителей по их воспитанию.
Ещё Н.К.Крупская в своих "Педагогических сочинениях" писала: "Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада". Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит "организующим центром" и "влияет …на домашнее воспитание", поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. "…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила". Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.
Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются:
1.Изучение потребности родителей в услугах, которые предоставляет детский сад.
2.Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
3. Вовлечение родителей в жизнь детского сада, организация взаимодействия детей, родителей и педагогов.
Исходя из этих направлений, и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.
Основные задачи, которые ставит педагог по взаимодействию с семьями воспитанников:
Задачи по взаимодействию с семьей | Форма работы с родителями |
Изучение семей детей, изучение семейного опыта воспитания и обучения детей | Индивидуальные формы работы: беседы, индивидуальные консультации, по запросу родителей. Наглядно-информационные формы работы информационно-просветительская (наглядная информация, наглядные консультации, папки-передвижки) информационно-аналитическая (опросы, , анкетирование) |
Привлечение родителей к активному участию в жизни группы | Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: семейные творческие, познавательные спортивные, досуги, праздники, привлечение родителей к непосредственной образовательной деятельности – открытые занятия, викторины, беседы с непосредственным участием родителей, проектная деятельность, совместное творчество, тематические выставки, театральные гостиные, фотоколлажи На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. |
Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии | Совместные мероприятия педагогов и родителей: тренинги, круглые столы, консультации, родительские собрания, мастер-классы, педагогические гостиные. Наглядно-информационные формы в нетрадиционном понимании - это общение педагога с родителями через личный сайт педагога или же организация сайта группы. |
Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо дать им уверенность в том, что взаимодействие между семьей и воспитателями необходимо. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.
Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.
На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка на определенном этапе развития. При этом используются различные формы и методы: родительские собрания, наглядная информация, консультации, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т.д.
Третий этап предполагает индивидуальное ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. На этом этапе устанавливаются доверительные отношения между родителем и воспитателем, воспитатель проявляет личную заинтересованность и желание помочь, а родитель может рассказать о волнующих его индивидуальных особенностях ребенка, попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.
Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагога, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.
Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, а так же развивать креативные способности своих детей.
Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация проектной деятельности – когда родители активно вовлекаются во взаимодействие с работой воспитателей и жизнью детей в группе. Проектная деятельность как ни какая другая не только активно развивает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада, позволяет объединить интересы детей, их родителей и воспитателей, что существенно изменяет межличностные отношения между воспитанниками и между родителями и воспитателями. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.
Тема эта весьма актуальна по ряду причин.
Во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.
Во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.
В-третьих проектная деятельность помогает не только поддерживать детскую творческую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.
Проектная деятельность может носить как познавательную, так и художественно-эстетическую направленность, что дает возможность вовлекать родителей в непосредственно-образовательную или досуговую деятельность, позволяет родителям активно транслировать личный опыт, творческие способности, актерские дарования своим детям Так, родители разных профессий приходят в группу в гости в своей профессиональной одежде с некоторыми профессиональными атрибутами и проводят с детьми беседы. Например, папа пожарный, или папа милиционер, мама врач знакомят детей с особенностями своей профессии. Или же родители показывают детям познавательный спектакль, с последующей беседой о представленном произведении.
Также родители привлекаются к совместному труду (воспитатели, родители и дети) - субботникам, экологическим мероприятиям на территории ДОУ (Покормите птиц зимой, Зеленый садик, Украсим планету цветами).
Еще одна возможность, предоставляемая проектной деятельностью - организация совместных экскурсий, посещение театров и выставок в выходные дни.
При взаимодействии педагогов с родителями очень важным является принцип "открытости" детского сада для родителей, учет в работе педагогов и специалистов ДОУ запросов и пожеланий родителей, как полноправных участников образовательного процесса. Реализация этого принципа опирается на стремление педагога заинтересовать родителей, привлечь их к активному участию в жизни детского сада и группы, а также нацелить родителей на самоанализ своей воспитательной деятельности, способствовать активному формированию родителей как педагогов. В процессе взаимодействия родители не только становятся активными участниками педагогического процесса, но и погружаются в исследование собственного поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более компетентными в семейном воспитании.