Развитие эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ дошкольного возраста
Опубликовано 18.04.2023 - 14:49 - Котова Марина
Понимание чувств и эмоций нужное качество для человека в современном мире. Это качество называется эмоциональным интеллектом.
Эмоциональный интеллект (EQ, emotional quotient) — это способность человека распознавать свои и чужие эмоции, понимать намерения собеседника, его мотивацию и желания. А также умение использовать эти знания для решения практических задач.
Формирование эмоциональной сферы человека и его эмоционального интеллекта происходит с самого раннего детства. Если эмоциональное воспитание реализовано в недостаточной степени, то возникают серьезные проблемы.
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют ряд особенностей в развитии эмоционально-волевой сферы. Для таких детей характерно снижение возможности произвольной регуляции поведения, что может выражаться в повышенной возбудимости либо наоборот заторможенности, трудностями в коммуникации со сверстниками и педагогами, усвоении норм и правил поведения в группе, трудностями соблюдения правил в совместных играх со сверстниками. Для ряда детей характерна импульсивность, ребенок может начать плакать, бурно проявлять реакции гнева, ярости. Дети могут быть склонны к конфликтам, агрессии. Нередко дети вступают в спор с педагогами (взрослыми), сердятся, теряют терпение, бранятся. Не выполняя требования и просьбы воспитателя, ребенок может намерено раздражать взрослого. Дети с ограниченными возможностями здоровья нередко не признают свои собственные ошибки, а пытаются обвинить в них других, из-за чего часто возникают конфликты со сверстниками.
Особенностями эмоциональной сферы у других детей могут выступать высокая ранимость, чувствительность, поведение характеризуется стеснительностью. Таким детям часто присуще большое количество страхов, они не уверены и не решительны, при этом дети предпочитают не вступать в совместные игры с другими детьми, а держаться в стороне, и нередко в группе ДОУ такой ребенок предпочитает быть постоянно рядом с воспитателем («прилипнуть»). По причине сильной привязанности к матери (или близкому родственнику) дети очень тяжело переживают «разрыв» – необходимость находиться самостоятельно в группе дошкольного образовательного учреждения.
Еще одной особенностью выступает то, что дети очень легко обижаются и плаксивы (даже по самому ничтожному поводу), такому ребенку кажется, что все дети его обижают, и он часто жалуется педагогу на других детей.
Незрелость и проблемы развития эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуются трудностями непонимания своих собственных чувств и эмоций, а также чувств окружающих, что, прежде всего, отражается на проблемах коммуникации с окружающими и особенностями игры со сверстниками, которая является ведущей деятельность в дошкольном возрасте.
Эмоции являются центральным звеном психической жизни человека и ребёнка. От них во многом зависит наше отношение к людям, оценка собственных действий и поступков. Они могут оказывать совершенно противоположные действия: с одной стороны, активизировать поведение и деятельность, повышать продуктивность, с другой – тормозить, рассогласовывать деятельность, подавлять или угнетать. Поэтому дети нуждаются в создании условий для коррекции недостатков развития, особенно эмоциональной сферы.
Одним из способов развития понимания эмоций является игра «составь лицо». Дети учатся составлять лица из деталей - заготовок. Детали удобно крепятся на поле из фетра.
Дети учатся ориентироваться в схеме лица, расположении одних деталей относительно других (глаза над носом, брови над глазами и т.д.), создавать эмоции меняя положение бровей, рта, глаз.Играя, конструируя лица на фетровом поле дети видят как меняется лицо при той или иной эмоции, стараются передать эмоции на своем лице, понять эмоции на лице одногруппников.
В процессе коррекционно-развивающих занятий постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей.