Агрессивный ребёнок
Опубликовано 18.04.2023 - 9:33 - Лизунова Ольга Геннадьевна
Агрессивный ребенок
Агрессия - мотивированное, эмоционально окрашенное жесткое целенаправленное нападение, форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Агрессия - это вид действий или состояние, а агрессивность - черта характера, привычка и склонность реагировать на все агрессивно. Агрессивное поведение — одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.д.
Проявления у детей агрессии, злости - естественны, хотя и пугают многих родителей. Ребенок не может быть злым от природы, за этим стоят какие-либо причины, и проявление агрессии - естественное следствие каких-либо внутренних или внешних событий. Часто агрессия - отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг ребенка события. Но если вовремя не помочь ребенку справиться с этим состоянием, агрессия может стать устойчивой формой поведения, переходя со временем в негативное качество личности. Прежде чем запрещать или подавлять проявления злости и агрессии, нужно разобраться в причинах, их вызывающих.
Первая причина - в семье, где растет малыш. Если в семье ребенка ему демонстрируют агрессивное поведение (папа бьет маму или мама обижает самого ребенка и т.д.), ребенка обижают и унижают, в конце концов, эта модель поведения закрепляется в сознании малыша и приводит к агрессивным проявлениям вне дома.
Вторая причина - в дошкольных учреждениях, на различных кружках или секциях. Из различных игр с другими детьми, дети учатся у других детей, если в таких семьях так принято себя вести ("я самый сильный - поэтому мне все можно"... "кто круче, тот и прав"...).
Третья причина - из СМИ. Дети часто смотрят телевизор вместе со своими родителями, и зачастую не совсем полезные программы, где демонстрируют сцены насилия, убийства и т.д. Далее дети переносят эти сцены в реальную жизнь через игры и даже не осознают, что их уровень агрессивности, мягко говоря, уже повышен.
Дети проявляют Агрессию, если:
-- Если ребенка часто оскорбляют, унижают, ставят в ситуации, травмирующие его (отбирают его игрушки, бьют...);
-- Ребенок проявляет злость, если он, например, плохо себя чувствует, а к нему пристают с различными заданиями или просьбами...;
-- Вы не обращаете на него внимания (пример: вы разговариваете по телефону, играете в компьютере...), он сердится и проявляет злость;
-- Ребенок копирует поведение взрослого, думая, что так можно вести себя и ему (например: грубить, швырять вещи, не убираться....);
-- Если ребенок пережил травмирующее событие (развод родителей, смерть одного из любимых близких, насилие, сильный страх, переезд, сильный испуг, рождение другого ребенка в семье...);
-- Если ребенку внушили, что он "плохой". Он будет болезненно воспринимать критику в свой адрес и проявлять агрессивное поведение
И многое, многое, многое другое...
Дети проявляют Агрессию, как:
-- В Словесной форме: крик, обзывательства, угрозы, оскорбления, угрожающе смотрит (строит ужасные гримассы)...;
-- В Физической форме: нападает на других детей или взрослых (часто на родителей), дерется, толкается, ломает игрушки другим детям, кусается...;
-- В действиях "За спиной": игнорирование, ябедничает, провоцирует сверстников, пока никто не видит, манипулирует другими...
Тесты и методики выявления Агрессивности:
1. Кинетический рисунок семьи (КРС). Цель - выявить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи.
2. Методика Рене Жиля. Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений. Цель - изучение социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.
3. "Несуществующее животное". Проективный метод исследования личности.
4. "Руки". Проективная методика, направленная на изучение агрессивного отношения. Разработан Б. Брайклином, З. Пиотровским, Э. Вагнером.
5. Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки). Цель методики - Определить уровень, степень тревожности ребенка.
6. "Кактус". Графическая методика. Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
7. "Дом - Дерево - Человек" Оценка агрессивности ребенка и других видов нарушений поведения таких как конфликтность, негативизм, враждебность.
Направления коррекционной работы с Агрессивными детьми:
-- Снижение уровня личностной тревожности;
-- Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации;
-- Снятие деструктивных элементов в поведении;
-- Развитие позитивной самооценки;
-- Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом;
-- Развитие контроля над деструктивными эмоциями;
-- Формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии;
-- Обучение ребенка выражению своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, реагированию на негативные ситуации в целом;
-- Консультационная работа с родителями, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей...
Советы Родителям Агрессивных детей:
- С помощью психолога выяснить, что является причиной агрессивного поведения вашего ребенка;
- Будьте внимательны к своему ребенку, полезно прислушаться к нему и постараться понять;
- Знайте, что жесткое подавление агрессии ребенка, только усилит его агрессию;
- Будьте последовательны, но неагрессивны при реагировании на негативное , нежелательное поведение ребенка;
- Нельзя часто наказывать ребенка, приказывать ему выполнить то или иное, ребенку придется подавлять свой гнев, он будет накапливаться внутри него, и выльется в агрессию, по отношению к самому себе;
- Ребенок должен понимать, что вы любить его, но в данной ситуации недовольны его поступком или действием. Объясните ему, почему;
- Если ребенок проявляет гнев по вполне объяснимым причинам, постарайтесь не реагировать на это, у него есть на это право, но объясните, как лучше поступить или как можно по-другому отреагировать на тот или иной раздражитель. А далее, переключите его на что-то иное;
- Контролируйте собственные эмоции и их проявления в присутствии ребенка, ведь он "как губка" впитывает их от вас;
- Адекватно понимать, что и когда ребенку можно запретить и настоять на своем решении, а когда можно и уступить ему. Он тоже личность, хоть и маленький, и у него тоже есть права, чувства и эмоции;
- Обращать внимание ребенка на то, как окружающие люди ведут себя в различных жизненных ситуациях, объяснять ребенку, что непонятно;
- Избегать показа в СМИ, сцен насилия, убийств и т.д.;
- Учить его: добру, сопереживанию, сотрудничеству, отстаиванию своих личных границ, осознавать ответственность за содеянное;
- Относиться к окружающему вас миру и к своему малышу позитивно.