Сторителлинг — как средство развития связной речи детей дошкольного возраста с ТНР.
В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности коррекционно- образовательного процесса в детском саду. Согласно требованиям, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, целью современного дошкольного образования является обеспечение равенства возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Речь – важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза, параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Полноценное гармоничное развитие ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Такая речь должна быть не только правильно оформленной с точки зрения подбора слов (словарь), грамматики (словообразование, словоизменение, согласование), но и четкой и безупречной в плане звукопроизношения. Одним из факторов, влияющих на успешность обучения в школе, является уровень овладения связной речью детей. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свое мнение – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диало- гической и монологической) речи у учащихся. Главным условием успешности формирования связной речи детей с общим недоразвитием речи является формирование и развитие речи детей с учетом ведущей деятельности, с использованием различных методов, приемов, форм в игре. Технология «Сторителлинг» - это искусство увлекательного рассказа. Целью сторителлинга является управление вниманием и чувствами слушателя, расставление правильных и нужных акцентов. Это необходимо для того, чтобы история осталась в памяти на долгое время. Происходит это через формирование психологических взаимосвязей, или ассоциаций. Создание интересных игровых сюжетов, элементы новизны в ней при проведении серии вариативных занятий раскрепощают детей, воспитывают уверенность в себе, целеустремленность, выдержку, порождают их творческую активность, инициативу, и, в целом, создают благоприятную почву для решения коррекционных задач. Сторителлинг в педагогике - техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения. Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга : классический, активный, цифровой. В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. Цифровой сторителлинг - сторителлинг, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами видео, или набрасыванием эскизов. В активном сторителлинге слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. Для детей дошкольного возраста используются такие средства сторителлинга, как игрушки из «Киндер сюрпризов», игры «Что внутри», «Кубики историй». Несколько лет назад в Европе придумали фантастическую игру «Story cubes»(«Кубики историй») и навсегда влюбились в неё, она интересна как взрослым, так и детям. 9 кубиков, 54 картинки погружают вас в мир фантазий, иллюзий и приключений. Каждый рисунок – это захватывающий и неожиданный поворот повествования. Люди разного возраста, пола и профессий придумывают невероятные истории, превращая обычную дружескую вечеринку в настоящий праздник воображения. Но для детей они эти кубики сложные т. к. на них изображены лишь символы и знаки. Для наших детей нужны яркие, понятные картинки, поэтому наши педагоги стали сами изготавливать такие кубики. Значение сторителлинга: - отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время; - форма дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а так же развивают фантазию, логику и повышают культурное образование; - способ научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность. Сторителлинг – «живой», интерактивный рассказ. Содержание его зависит от конкретной ситуации, настроения, реакции зрителей-слушателей. Функция педагога заключается в умении импровизировать, чутко реагировать на аудиторию. «Сторителлинг» - интересная техника для составления фантазийных рассказов и развития связной речи. Также, данную технику можно применять в коррекционно-развивающей работе с детьми с речевыми нарушениями. Обогатить словарный запас, грамматический строй речи и составить рассказ можно, используя различные лексические темы, посредством сторителлинга. виды сторителлинга, которые можно использовать в работе с детьми: 1. Сторителлинг на основе реальных ситуаций: в качестве примера применяются жизненные ситуации, которые следует решить. Данный вид сторителлинга является хорошим инструментом сплочения детского коллектива, т.к. его можно использовать с целью групповых обсуждений и обмена мнениями. 2. Сторителлинг на основе повествования: информацию, которую нужно донести до детей, представляет герой (вымышленный или реальный рассказчик). Этот метод используется для повышения интереса к данной теме. 3. Сторителлинг на основе сценария: ребенок становится частью истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает. Это подходит для закрепления материала, так как позволяет применить ранее приобретённые знания и опыт. Такие занятия могут строиться по типу квестов. 4. Сторителлинг на основе проблемных ситуаций: способ решение проблемы с наилучшими результатами. Этот метод помогает развить навыки решения проблемных ситуаций и применять знания на практике. «Сторителлинг» не ограничивает воображение педагогов в составлении игр для детей. Так как техника многогранна, используя её при развитии связной речи, мы можем развивать и корректировать другие компоненты речевой системы. Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования техники «сторителлинг» в работе с детьми старшего дошкольного возраста: • Повышение интереса к заданию и как следствие повышение внимания; • Расширение запаса знаний об окружающем мире; • Развитие всех речевых компонентов; • Развитие высших психических функций; • Развитие коммуникативных навыков детей.