Методическая разработка
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Конспект занятия
«Сказка про царевну Марью»
Цели: формирование у девочек основ гендерного поведения на положительных образах женщин, развитие кругозора и социализация дошкольников, приобщение к историко-культурным традициям русского народа, развитие эмоциональнного интеллекта.
Задачи: развивать нравственно-эстетическое восприятие мира, формировать интерес к видам женского рукоделия.
Предварительная работа: знакомство с видами женского домашнего труда (выпекание хлеба, прядение, ткачество, шитьё), просмотр и анализ иллюстративного материала по теме, чтение художественной литературы, разучивание подвижных игр.
Методы и приёмы: игровой, наглядный, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра.
Структура НОД:
- Вводная часть - 5 минут.
а) Установка на восприятие информации - б) Знакомство со старушкой-веселушкой
II. Основная часть - 20 минут.
а) Зачин сказки
б) Первое испытание для Марьи и Марфуши
в) Второе испытание для Марьи и Марфуши
г) Третье испытание для Марьи и Марфуши
д) Окончание сказки
III. Заключительная часть (рефлексивный этап) - 5 минут
а) обобщение воспитателя, беседа о сказочных героинях
б) эмоциональная реакция детей на представление - в) прощание со старушкой-веселушкой
Инвентарь: костюм старушки-веселушки, музыкальные масленичные напевы (флешка и муз.центр), волшебная книга, ширмы, куклы (3 девицы, кукла Марья, куклы перчаточные (царь, царевич, баба Яга), декорации (избушка на курьих ножках, дворец), цветик-семицветик, пирог и ковер от Марфуши, пирог и ковер от Машеньки, платки, волшебные палочки, куски материи, корзинка со скалкой, веретеном, иголками, нитками, толстая бечевка для игры «Веретено».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети сидят на стульчиках полукругом
Воспитатель: Ребята, как называется праздник, когда мы провожаем зиму и встречаем весну?
Дети: Масленица.
Воспитатель: Масленичные гуляния длятся целую неделю. Наши предки пекли блины, ходили на ярмарки, катались на лошадях, слушали скоморохов, сказителей и музыкантов, которые веселили народ. А еще ходили в гости. Вот и к нам сегодня пришла сказочная гостья. Давайте ее позовём – похлопаем в ладоши.
Дети хлопают.
Под музыку («Как вставала я ранёшенько»…) появляется старушка-веселушка, которая увлекает ребят в веселый хоровод.
Веселушка: Здравствуйте, красны девицы! Здравствуй и ты, молодушка, белая лебедушка!
Воспитатель: Здравствуй, гостья дорогая. Расскажи о себе – кто ты такая?
Старушка-веселушка: Я сказительница удалая да плясунья озорная. Пою, лихо отплясываю, а еще – сказки рассказываю. А вы, девчата, любите сказки? Глядите, какая у меня есть книга – в ней собраны лучшие волшебные сказки.
Воспитатель: Расскажи, бабушка, нам самую интересную сказку!
Веселушка: Это я-то бабушка? Да я так пляшу, что молодым за мной не угнаться!
Веселушка пляшет под музыку («Ах вы сени»…). Книга рвётся, из неё вылетают страницы.
Веселушка: Ой, горе-то какое! Лихо расплясалась – книга и порвалась! А как же я теперь сказки вам расскажу? Все страницы перепутались! А может, это и к лучшему, что волшебные истории перепутались? Давайте придумаем новую сказку, которой еще никто на свете не слыхал. А вы, ребята, слушайте, а потом мне расскажете, героев каких сказок вы узнали!
Звучит сказочная музыка (вступление «Если вы совсем не боитесь Кащея»).
В некотором царстве, в тридесятом государстве, три девицы под окном пряли поздно вечерком (демонстрация кукол-сестриц). «Кабы я была царица, - говорит одна девица, - то на весь крещёный мир приготовила б я пир». Средняя сестра, если бы стала царицей, пожелала бы наткать на весь мир полотна. А младшая обещала родить сына-богатыря.
А царствовал в том государстве царь Еремей (демонстация куклы). Услыхал он девушек и захотел взять в жены младшую сестру, чтобы родила она красивого и сильного царевича. Все во дворце готовились к свадьбе, и только две старшие завистницы-сестры думали, как погубить младшую сестру. И решили они спросить о том у бабы Яги. Ребята, а вы не боитесь бабу Ягу? Тогда пойдемте вслед за злыми сестрицами и послушаем, что они задумали.
Подвижная игра «Баба Яга» (пианино).
Пришли сестрицы в дремучий лес, где стояла избушка бабы Яги. И встретила их лесная старуха, и поведали они ей, что хотят извести свою младшую сестру. Пошла баба Яга на огород и принесла волшебный цветок, который исполняет желания (демонстрация цветка). Как он называется?
Дети: Цветик-семицветик.
Веселушка: Правильно. Если отрывать лепестки и загадывать желания, то они обязательно исполнятся. Обрадовались сестрицы. Схватили они волшебный цветок и начали обрывать лепестки. Пожелали завистливые девицы, чтобы вместо долгожданного сына-богатыря родила их сестра девочку; чтобы рассердился за это на неё царь, и чтобы зачахла она от горя; пожелали злые девушки, чтобы женился царь-батюшка на самой отвратительной женщине во всем царстве, и та стала бы для малышки мачехой; а еще захотели они, чтобы девочка стала служанкой во дворце и выполняла всё чёрную работу, которую задаст ей мачеха.
Как пожелали злые сестрицы, так и случилось. Родила царица не сына, а чудесную девочку, которую назвали Марьюшкой (демонстрация куклы). Но сильно разозлило царя рождение дочери, и велел он прогнать царицу с ребенком к слугам с глаз долой. От тоски зачахла царица и умерла, а царь вскоре женился на злой боярыне. И была у боярыни родная дочка Марфушка-ленивица, такая же вредная и некрасивая, как ее мать.
Ребята, вы знаете много сказок. Расскажите, как растут маленькие царевны и принцессы во дворцах? Чем они занимаются? (Ответы детей). Свою дочку злая царица любила, от всякой работы освободила, наряжала в одежды драгоценные, а Марьюшку ругала да била, да житья не давала. Марфушка целыми днями то дремала, то с подружками плясала и в веселые игры играла. А Машеньке некогда было дремать да веселиться, но и у неё были верные друзья. Хотите знать какие?
Веселушка достаёт корзину с предметами для женской работы: скалку, веретено, иголки, нитки. Веселушка по очереди показывает предметы, дети отвечают, для чего они нужны.
Веселушка: Как вы уже поняли, ребята, Марьюшка, хоть и была царевной, а трудилась с утра до вечера. То на кухне помогала поварам, то пряла пряжу и ткала полотно, как ткачиха, то шила и вышивала, как швея.
Звучит сказочная музыка (вступление «Если вы совсем не боитесь Кащея»). Замена декораций: вместо избушки бабы Яги – дворец царя Елисея.
Прошло 16 лет, и выросли обе царевны, и пришла пора отдавать их замуж. А в соседнем царстве жил царь Елисей, и был у него сын – царевич Иван (демонстрация кукол). И задумал царь женить сына, и послал разузнать, нет ли где подходящей невесты. И донесли ему, что есть у царя Еремея две дочери, и обе по возрасту годятся в невесты. Обрадовался царь Елисей, и велел передать девушкам, что хочется ему поглядеть, добрые ли они хозяюшки, и дал им первое задание – испечь пирог, да такой, чтоб не стыдно было бы на свадьбе есть.
Опечалилась Марфушка-ленивица. Как кушать хлеб, она знала, а как печь его – не ведала. Пошла она на кухню, вывалила муку в холодную воду, бросила колоду соли и ушат сахара, кое-как вылепила хлеб и оставила в печке. А Марьюшка-рукодельница тесто, как надо, замесила и тоже в печь поставила. Пока у наших героинь пекутся пироги, давайте поиграем.
Дети встают в хоровод.
Мы пирог испечь решили.
Ловко тесто замесили.
Хорошенько раскатаем,
В печку жаркую поставим.
А ну, народ, вставай в хоровод! Дружней запевай про наш каравай!»
Как на Танюшкины именины
Испекли мы каравай –
Вот такой вышины,
Вот такой нижины!
Каравай отличный, из муки пшеничной
Каравай, каравай, а теперь нас догоняй!»
После игры дети садятся на стульчики.
Веселушка: Вот и готовы пироги у наших царевен. А царь Елисей уж заждался! И принесли ему пирог, выпеченный Марфушкой (демонстрация пирога) – пересоленый, переслащённый да подгорелый. Рассердился царь и даже пробовать его не стал. А потом принесли пирог от Марьюшки – румяный да мягкий, сладкой глазурью изукрашенный! Отведал царь и обрадовался, потому что никогда не приходилось ему едать таких вкусных пирогов.
Пообедал царь и дал невестам новое задание – соткать себе в приданое ковер. Услышала Марфушка и опечалилась – ходить по узорчатым коврам она любила, а как их ткать не ведала.
Ребята, из чего делается ковер? Правильно, из нитей. А где их взять? (Ответы детей).
Игра «Веретено»
(Воспитатель встает на конец веревки, веселушка берет второй ее конец и, бегая вокруг воспитателя, наматывает на него веревку («веретено»). Наматывая веревку, веселушка то поднимает ее вверх, то опускает. Игроки в это время перепрыгивают, перешагивают через веревку, подлезают под нее. Кто ошибся, тот выходит из игры. Затем веревка разматывается.
Пока мы играли с веретеном, наши царевны соткали ковры и послали их царю Елисею. Увидал царь ковер, сотканный Марфушкой-ленивицей, и велел отнести его на конюшню – ноги вытирать. А когда увидал ковер Машеньки, обрадовался и велел на стену повесить, чтобы ахнули все, кто войдет в царские покои.
И захотел царь Елисей увидать обеих девиц, и пригласил их с царём Еремеем на пир, и велел, чтобы наряды они себе сами сшили. Опечалилась Ленивица – дорогие одежды она нашивала, а как их шить понятия не имела. Взялась она за иголку – все пальцы исколола; взялась за ножницы – чуть пальцы не изрезала. Билась-билась, ничего не сумела ни скроить, ни сшить, так и бросила шитьё. А Машенька-рукодельница пальцы исколоть не боялась, она к шитью с детства привычна. Поможем сшить ей красивое платье?
Танец с волшебными палочками и платочками (Инструментальная музыка. Гусли).
Молодцы, девочки. Поглядите, какое красивое платье теперь у нашей Марьюшки! (замена костюма на кукле). И увидал царевич Иван, какая Машенька красавица и рукодельница и велел готовиться к свадьбе. И стали они царём и царицей, и жили долго и счастливо, а нашей сказке – конец.
Итоги занятия
Сюжеты из каких сказок помогли нам придумать новую волшебную историю? ( «Сказка о царе Салтане», «Цветик-семицветик», «Золушка», «Рукодельница и Ленивица», «Царевна –лягушка»)
Какие были добрые героини в нашей сказке, а какие злые? Как Машеньке удалось победить зло?
Объясните пословицы: Птицу узнают в полёте, а человека в работе. Работа сердце веселит. Уменье работать дороже золота.
Веселушка благодарит слушателей за внимание, прощается и уходит под музыку.