Дети аутисты в детском саду. Методические рекомендации.

Бобрик Наталья Николаевна

В настоящее время слово «аутизм» часто можно слышать из уст родителей и учителей. Впервые в России об аутизме заговорили в конце 1980-х годов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_autizm_22-23_sayt_-_kopiya.pptx666.99 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовлено: педагог-психолог Н.Н. Бобрик Дети- аутисты . Рекомендации по работе в условиях детского сада.

Слайд 2

В настоящее время слово «аутизм» часто можно слышать из уст родителей и учителей. Впервые в России об аутизме заговорили в конце 1980-х годов. Было предложено создать специальные образовательные учреждения для оказания квалифицированной помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС). Эти предложения не были реализованы. И до сих пор остается совершенно непонятным, где и как обучаться такому ребенку. В большинстве случаев дети учатся дома, не имея возможности посещать групповые занятия в соответствии со своим возрастом. А ведь аутизм и есть нарушение способности к общению, поэтому очень важно, чтобы коррекционная помощь детям и их родителям оказывалась своевременно. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что каждое образовательное учреждение обязано создать условия для обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями. Но как эти условия создать — не сказано ни в законе, ни в каких-либо подзаконных актах . Единственным нормативным документом, регламентирующим организацию работы с детьми- аутистами , является инструктивное письмо, которое разработано Лабораторией содержания и методов обучения детей с эмоциональными нарушениями Московского института коррекционной педагогики под руководством О.С. Никольской и Е.Р. Баенской . В письме изложены принципы работы с детьми- аутистами , проанализированы возможности их обучения в инклюзивных группах и классах, но не описана система интеграции таких классов в массовую школу. Данный процесс не обеспечен законодательной и правовой базой .

Слайд 3

Черты обычного ребенка Черты ребенка- аутиста - постоянно задает вопросы, - залезает на горку, на верх дивана, - любит играть на детской площадке, когда там много детей, - активно привлекает детей в свою игру, - любит кошек, - разбирает вещи по частям, - разговаривает в транспорте с незнакомыми людьми, - любит разноцветные шерстяные свитера, - любит громкую музыку, - любит играть на барабанах или стучать, - требует новых игрушек, - постоянно переставляет игрушки и вещи в комнате, - пьет из разных чашек - не смотрит в глаза, - не играет со сверстниками, - не испытывает радость, - не нуждается в контакте с окружающими, - не разговаривает с окружающими, - повторяет одни и те же слова или предложения, - выполняет одни и те же механические движения, - играет только с определенными игрушками, - использует постоянные ритуалы , - общается только с одним членом семьи, - общается с одним выбранным взрослым, - избирателен в еде, - предпочитает еду одного цвета, - не любит телесный контакт, - избирателен в одежде, - часто ходит босиком, - плохо спит, - играет один, - фантазирует, Признаки аутизма

Слайд 4

ЧЕРТЫ РЕБЕНКА-АУТИСТА - делает бесцельные движения (взмахи руками, перебирание пальцами), - постоянно намеренно соблюдает определенные правила, сопротивляется переменам, - выполняет действия в определенном порядке, - совершает действия, приносящие вред ему самому, - боится громких звуков, закрывает уши руками, - избегает яркого света, - нюхает предметы, в том числе и несъедобные, - избегает двигательной активности, - не переносит прикосновения к себе, - боится испачкаться, - быстро утомляется, - хаотично передвигается по помещению

Слайд 6

Этапы помощи аутичному ребенку Конечно же, каждый ребенок индивидуален. В особенности дети- аутисты . Они могут обладать самыми разными чертами и особенностями. Важно понимать, что подобный ребенок нуждается в квалифицированной помощи. Есть некоторые этапы получения этой помощи: посетить невролога (исключить проблемы, связанные с развитием головного мозга); посетить детского психиатра (он и поставит диагноз); пройти аппаратные обследование (ЭЭГ, МРТ, УЗИ головного мозга); обратиться за консультацией к клиническому психологу, учителю-дефектологу; начать работу со специалистом.

Слайд 7

Рекомендации по работе с детьми- аутистами Что делать, если такой ребенок уже есть в детском коллективе: Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому. Принимайте его таким, какой он есть. Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность. Придерживайтесь определенного режима дня. Соблюдайте ежедневные ритуалы. Не трогайте ребенка. Вступайте в тактильный контакт с ребенком , только когда он сам просит об этом . Не повышайте голос и не издавайте громких звуков. Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам. Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай». Совместно с ребенком создайте укромное место , где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать. Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.

Слайд 9

Во что играть с маленьким ребенком- аутистом : хороводные игры, игры с правилами, пускать мыльные пузыри, игры с водой , игры с сыпучим материалом игры, направленные на развитие мелкой моторики.

Слайд 10

Как учить ребенка- аутиста : доносить информацию через схемы , наглядные картинки; избегать переутомления; четко организовывать пространство; использовать подписанные системы хранения; подписывать предметы, которыми пользуется ребенок; обращаться к ребенку по имени; обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки; осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое; использовать подкрепление правильного действия (вкусным поощрением, объятием, стимулом); постоянно развивать крупную и мелкую моторику.