Конспект занятия для детей старшей группы «Солнце дружбы»
Конспект занятия
для детей старшей группы «Солнце дружбы»
Дидактическое обоснование занятия.
Цель занятия – закрепление знаний в рамках образовательных областей «Ознакомление с окружающим миром», «Социально – коммуникативное развитие».
Задачи:
Образовательные: выявить лексический запас дошкольников (дружба, чуткость, понимание); знания детей пословиц о дружбе; умение понимать и оценивать чувства и поступки других; знание правил «секретов» дружбы, уровень развития культуры речи (ясно и грамотно излагать свои мысли).
Развивающие: выявить уровень развития социальных чувств и эмоций (сочувствие, сопереживание, доброжелательные отношения); уровень мыслительной активности; способность понимать эмоциональное состояние другого человека.
Воспитательные: выявить наличие представлений о дружбе, дружеских взаимоотношениях, культуре общения.
Предварительная работа: беседы с детьми о дружбе, обсуждение проблемных ситуаций, разногласий, возникающих между детьми в группе, чтение сказок о дружбе.
Методы и приемы обучения: словесные (рассказ, беседа, проблемные вопросы), наглядные (демонстрация видеоряда), практические (упражнение в выполнении заданий).
Материалы оборудование: солнечные лучи по количеству заданий, видеозапись песни, клубок, разрезные картинки (кошка и собака).
Ход занятия:
Части и содержание занятия | Организационно – методические указания |
I.Организационная часть
Введение в сюжет
| Воспитатель Сегодня к нам пришли гости. Поздороваемся с ними, здравствуйте! Придумано кем-то, просто и мудро: При встрече здороваться – «Доброе утро!» Доброе утро! - солнцу и птицам! Доброе утро - улыбчивым лицам! Доброе утро, дети! Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам заглянуло солнышко. Но, почему-то оно грустное. Солнцу чего-то не хватает. Посмотрим внимательно, что же не так у солнца, чего ему не хватает? (Лучей). Вот поэтому солнышко загрустило, ему одиноко. Как вы думаете хорошо жить одному, без друзей? Давайте станем друзьями для солнца и поможем ему найти лучи? |
II. Основная часть Игра «Гора дружбы» | Сначала проверим, какие мы дружные. Предлагаю построить «Гору Дружбы». Встанем в круг, я вытягиваю руку, а вы сверху кладите свои ладошки по очереди. (Дети выполняют). Посмотрите, какая высокая получилась гора Дружбы, какая крепкая у нас дружба. Значит, у нас всё получится. Проходите, садитесь. |
Беседа о дружбе
| Воспитатель: что такое дружба? (Дружба– когда играют вместе, помогают друг другу в чем – то, делятся своими секретами). - Как Вы думаете, с каким человеком легко дружить? Ответы детей (добрым, воспитанным, вежливым, честным, смелым, надежным). - Может ли быть другом мама, папа, бабушка, дедушка? (Да) - Как вы думаете, можно ли прожить без друзей? (Нет, без друзей скучно, не интересно, поговорить не с кем). - Что друзья могут делать вместе? (играть, работать, отдыхать, шутить, разговаривать, помолчать, сходить в кино, посмотреть мультики и поесть мороженое и др.). Молодцы, знаете, что такое дружба. Чтобы у солнца лучик появился нам нужно выполнить правильно задания. |
1задание (на экране). Звучит песня «От улыбки» | Послушайте песню. - Скажите, так с чего же начинается дружба? Правильно, с улыбки. Посмотрите как быстро, легко и просто вы разгадали первый секрет. Споём: с голубого ручейка начинается река, ну, а дружба …» (дети дополняют). А вот и первый лучик мы подарили солнышку. |
2 задание «Пословицы и поговорки о дружбе» | Воспитатель: Дружить – это замечательно! А у вас, ребята, есть настоящие друзья? (высказывания детей по желанию). У кого-то много друзей, а у кого-то только один, но самый верный! Про друзей пишут сказки и рассказы, сочиняют песни, придумывают пословицы. А какие пословицы о дружбе мы знаем? А вот и второе задание: Нужно назвать пословицы о дружбе. Крепкую дружбу и топором не разрубишь. Человек без друзей, что дерево без корней. Нет друга - ищи, а нашёл - береги. Один за всех и все за одного. Друг за друга держаться - ничего не бояться. Дружно за мир стоять - войне не бывать. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Новых друзей наживаю, а старых не забываю. Старый друг лучше новых двух. Так о чем же говорилось в этих пословицах? (Ответы детей) Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились. И у солнца появился ещё один лучик. |
3 задание: Игра «Паутина добрых слов»
| Я предлагаю сплести паутину из добрых слов. У меня есть «клубочек дружбы», который я передам Никите. Он обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Тот, у кого оказался клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т. д. (Дети выполняют задание). Воспитатель: А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? И за эту паутину солнышко получает ещё один луч. |
4 задание: Игра «Атомы-молекулы» (деление на 2 команды) | Воспитатель: А вы знаете, что дружат не только люди, но и маленькие частички – атомы. Когда атомы подружатся, они образуют дружную молекулу-компанию. Поиграем в игру «Атомы и молекулы». Под музыку дети свободно двигаются по группе, с остановкой музыки ведущий называет количество атомов в молекуле «Молекула по 2, 3. 4.. атома». По окончании игры ведущий называет количество атомов, так чтобы образовалось 2 молекулы (по 4-5чел), в зависимости от количества детей. Вот у нас и образовались две дружные молекулы-команды. Первая молекула садится за стол с цифрой 1, вторая - с цифрой 2. За такую сложную игру солнышко получает ещё один лучик. |
5 задание «Собери картинку» | Воспитатель: Сейчас посмотрим, как мы умеем вместе работать. У меня две разрезные картинки. Как дружно вы сможете собрать свою картинку. Даются картинки «Кошка» и «Собака». Воспитатель: Молодцы. Вы дружно потрудились. Кто изображен на ваших картинках? Ребята, а вы слышали выражение: «Живут как кошка с собакой»? Как вы понимаете эти слова? Значит- постоянно ссорятся, ругаются. Скажите, а ссоры подходят к слову – дружба? Вы правы, друзья должны жить дружно, мирно! Еще один лучик появится у солнышка. |
6 задание «Решим проблему» | Я расскажу историю, а вы внимательно слушайте и готовьтесь рассуждать. В одном детском саду дружили две девочки Катя и Маша. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Маша нечаянно сломала Катину куклу. -Кто сломал мою куклу? – расплакалась Катя. -Не знаю, - сказала Маша. – Наверное, это Максим. А надо сказать, что мальчик по имени Максим часто ломал игрушки других детей. -Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Катя у Максима. -Я не ломал. Это сделала Маша, я видел. -Не может быть! – воскликнула Катя. – Маша -моя подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга. Подошла Катя к Маше и спросила…(Как вы думаете, о чем спросила Катя свою подругу?). -Зачем ты обманула меня Маша? -Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу. -Не делай так больше Маша! – сказала Катя. – Друзья должны быть честными друг с другом! - Вот такая история. Скажите, пожалуйста, о каком важном секрете дружбы вы узнали из этой истории? Как вы думаете, Катя и Маша останутся друзьями? Конечно, Катя простит Машу. Но знаете ребята, за одним обманом, может последовать другой, третий… А вы захотели бы дружить с человеком, который постоянно вас обманывает? Конечно, обман может разрушить дружбу. Поэтому, какими должны быть друзья по отношению друг к другу. Честными. Молодцы! Вы выполнили и это задание. А вот и еще один лучик засиял у солнца. |
7 задание Д/игра «Хорошо-плохо». | Воспитатель: предлагаю поиграть в игру «Хорошо-плохо». Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте «да» или «нет». - Будем крепко мы дружить, нашей дружбой дорожить? (да) - Другу будем помогать?(да) - Друга будем обижать?(нет) - Будем вместе мы играть?(да) - Громко будем мы кричать?(нет) - Друга нужно разозлить? (нет) - А улыбку подарить?(да) - Чай с друзьями будем пить?(да) - Будем крепко мы дружить?(да) Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. И еще один лучик появился у солнышка. |
III. Заключительная часть. Рефлексия.
| Воспитатель: Мы справились со всеми заданиями. Посмотрим на солнце, как ярко оно засияло! Мы знаем правила дружбы и готовы дружить друг с другом. А какое настроение у нас? Вы можете выбрать смайлик своего настроения и показать его гостям и солнцу. |