Кейс-метод, как технология формирования нравственно-патриотических качеств дошкольников в условиях реализации дополнительного образования в ДОУ
«Кейс-метод, как технология формирования нравственно-патриотических качеств дошкольников в условиях реализации дополнительного образования в ДОУ».
Актуальность:
Патриотизм (от греческого отечество, соотечественник) – чувство принадлежности к Родине, стране, месту, где человек родился; любовь и преданность, стремление служить интересам Отечества. Проблема нравственно-патриотического воспитания дошкольников актуальна, так как в современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, утеряны общие цели, наблюдаются враждебность и эгоизм, у детей искажены представления о доброте и милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и вырастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре родной страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Как писал Дмитрий Сергеевич Лихачёв: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к родной семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Изучая различные литературные источники по теме внедрения инновационных технологий в обучении и воспитании, меня привлекла одна из новейших педагогических технологий - кейс-технология. Внедрение кейс-технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать комплексный подход.
Исходя из этого, я поставила перед собой следующую цель – совершенствование профессиональной деятельности и повышение уровня самообразования по вопросу воспитания нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста с использованием кейс-технологии на занятиях по дополнительному образованию.
Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
- повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы и интернет-источники по теме внедрения кейс-технологий в ДОУ;
- способствовать формированию нравственно-патриотических качеств у детей с помощью кейс-технологии.
Кейс-технология относится к современным технологиям проблемного обучения. С её помощью каждый педагог сможет моделировать ситуации в которых каждый ребенок проявит свои способности, выразит эмоции, интересы и выберет содержание образовательной деятельности.
Кейс технология – от латинского casus- запутанный, необычный случай; от англ. case – чемоданчик, портфель.
Суть кейс-метода заключается в том, чтобы стимулировать познавательную активность детей через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая моделируемая или реальная ситуация должна предполагать несколько решений и быть максимально приближена к опыту детей.
Кейс, как педагогическая технология универсален и не привязан ко времени.
- Любой кейс педагог может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности: он может стать частью занятия или какой-либо деятельности, а ее решение дети найдут за несколько минут.
а) в начале занятия кейс поможет сформировать у детей интерес к теме;
б) настроить на совместную работу;
в) плавно перейти к самостоятельной деятельности.
С помощью кейс-метода педагог может выявить актуальные интересы и мотивы детей и обеспечить тем самым гибкость и пластичность образовательного процесса.
Данный метод актуален в работе с детьми старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста. Однако вводить его в образовательную практику следует уже в младших группах. Это нужно для того, чтобы дети накапливали визуальный и эмоциональный опыт, учились общаться.
Существуют следующие виды кейс – технологии:
- Кейс – иллюстрации;
- Фото – кейс;
- Проигрывание ролей (ролевое проектирование).
Работа по этой технологии, как и по многим другим, предполагает четыре этапа: подготовительный, мотивационный, этап мозгового штурма и оценочно-рефлексивный этап.
Первый этап: Подготовительный | |
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Показывает фотографию, зачитывает текст | Знакомятся с ситуацией |
Второй этап: Мотивационный | |
Деятельность педагога | Деятельность детей |
- формирует суть проблемы; - формирует задание; - мотивирует к поиску решения. | - осознают проблему; - концентрируются на поиске решений в данной ситуации. |
Третий этап: «Мозговой штурм» | |
Деятельность педагога | Деятельность детей |
- активизирует детей при помощи ключевых вопросов; - помогает проанализировать принятое решение. | - представляют свои варианты решения; - находят совместное решение; - формулируют выводы. |
Четвертый этап: оценочно-рефлексивный | |
Деятельность педагога | Деятельность детей |
- побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные знания | - размышляют, выдвигают аргументы; - применяют полученные знания |
В процессе освоения кейс – технологии дети научились:
- получать необходимую информацию в общении;
- смогли соотносить свои устремления с интересами других;
- научились отстаивать свою точку зрения;
- смогли принимать помощь.
Рассмотрим примеры кейсов.
Кейс № 1. «Знакомство» (тип: кейс-иллюстрация)
Задачи: формировать культуру общения; способствовать приобретению опыта этикетного поведения; обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.
Текст кейса: Катя и Лиза прыгают через скакалку. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется попрыгать, но она не решается подойти к веселым подругам. Катя и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоем.
Алгоритм решения кейса и мотивационные вопросы педагога:
• Как вы думаете, правильно ли поступили Катя и Лиза?
• Что они должны были сделать?
• Какие волшебные слова помогут девочкам познакомиться?
• Как бы вы поступили на месте Кати и Лизы?
В ходе ответов и обсуждений дети находят правильное решение ситуации и пополняют свои копилки жизненного опыта новыми сценариями поведения.
Кейс №2: «Профессии Сахалина» (тип: фото-кейс)
Алгоритм решения кейса и мотивационные вопросы педагога:
• Как называется профессия?
• Где работают люди данной профессии (место работы)?
• Какая у них форменная одежда?
• Материалы для труда?
• Какие орудия труда использует?
• В чём заключаются трудовые действия?
• Какие личностные качества человека помогают в профессии?
• Какой результат труда данной профессии?
• В чём заключается польза труда для общества?
Кейс №3: (тип: проигрывание ролей)
Кейс – проигрывание ролей - эта та же сюжетно – ролевая игра, только с проблемой, если игру мы просто проигрываем, то кейс помогает детям вспомнить полученные знания и применить их на практике.
Текст кейса: Воспитатель подготовительной группы объявляет детям о том, что они вместе будут работать над проектом и им необходимо поучаствовать в акции бессмертный полк. Дети интересуются, а что значит бессмертный полк?
Решение. Для решения этого вопроса необходимо узнать может, кто-то из детей знает, что это такое, выслушать детей, показать фотографии такой акции, и предложить детям совместно с родителями поучаствовать в такой акции в стенах детского сада, поинтересоваться у детей может у них есть родственники, принимавшие участие в ВОВ. Вместе с детьми сделать портреты ветеранов и пройти к памятнику на центральной площади.
Теперь я предлагаю вам поработать с подготовленными мною для вас кейсами. Я приглашаю по 4 человека в каждую команду – получится 2 команды. Каждой команде предлагается свой кейс с заданием. Вы прочтете текст кейса и совместно выполните его задание.
Ситуация 1. В средней группе на занятиях по ФЭМП систематически мальчик Алеша не может сосредоточиться, мешает детям, роняет со стола счетные палочки, болтает сам с собой, материал занятий усваивает плохо.
Алеша и на других занятиях отличается активным поведением, неспособностью сосредоточиться и правильно выполнить указания воспитателя.
Задание: определите педагогическую проблему и найдите выход из неё.
Ситуация 2. Ребенок обладает очень хорошей памятью, поэтому легко запоминает информацию, тексты, песни. При проведении праздников исполняя свою роль, суфлирует роли других персонажей. Чем мешает другим детям проявить себя, нарушает ход праздника. Предложите варианты решения проблемы.
Задание: определите педагогическую проблему и найдите выход из неё.
Таким образом, кейсы, которые предлагает педагог, должны не просто дать детям информацию, а погрузить в атмосферу происходящего, стимулировать к общению. Диалог должен быть конструктивным. При этом следует принимать любой детский ответ, даже супер фантастический. Важно научить дошкольников аргументировать свое мнение и из большого количества идей выбрать уместные и актуальные.
Педагог может брать идеи для кейсов из реальных жизненных ситуаций, рассказов коллег, родителей, произведений художественной литературы, песен, мультфильмов с проблемным содержанием.
Работа над каждым кейсом требует от педагога времени. Но результаты оправдывают эти усилия. Систематическое общение педагога с детьми посредством кейс-метода решает педагогические задачи и повышает уровень профессионального мастерства педагога.
Педагог с помощью кейсов сможет самостоятельно проектировать не только отдельные образовательные ситуации, но и весь процесс работы с дошкольниками. Такой метод поможет Вам лучше слушать и услышать детей, понимать интересы всех участников образовательных отношений.
Результатом процесса моего самообразования явилось конкретизация своих знаний и пополнение новым инновационным методом работы, такими как кейс-метод и внедрения его в свою работу с детьми.
Завершая, я могу сказать следующее, нравственно-патриотическое воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, направленный на воспитание у детей любови к родному краю, в котором нам повезло родиться и жить, желание сохранять и преумножать достояние малой родины. Понимая, что нравственно-патриотическое развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, я буду и в дальнейшем продолжать работать над проблемой нравственно-патриотического воспитания своих дошкольников, добиваясь нужных результатов.
Ведь: «То, что дети сегодня могут сделать вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно»
Лев Семенович Выготский
Литература:
- Агафонов К., Агафонова А., Агафонов А., Берсенева Н., Меркулова О. и др. Сахалин и Курилы. Современный путеводитель. ООО «Пресс Код», 2018. 247 с.
- Аникина, Т.М., Степанова, Г.В., Терентьева, Н.П. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста М.: УЦ «Перспектива», 2012, 248 с.
- Визулин А. Полезные ископаемые. Ростов-на-дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2020. 96 с.
- Иванова Н.В., Капустюк Н.К. Окружающий мир в стихах и загадках. Ростов н/Д: Феникс, 2017. 110 с.
- Лиско В.В. Всё о том, что под землёй. Москва: издательство АСТ.2019. 127 с.
- Санги В.М. и др. Сказки Сахалина. Москва: ФАКТОТУМС, 2019. 104 с.
- Интернет – ресурсы.
- Мне нравится (7)
Комментарии
Приобщение к проектной работе
Приобщение к проектной работе детей - это здорово!