Главные вкладки
Открытое занятие по финансовой грамотности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей, который познакомит их с историей возникновения денег и бережного обращения с ними. А также поможет выработать правила бережного обращения с вещами. Конспект подходит и для открытого занятия.
1. Программное содержание
Цель: создание условий для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить детей с финансово-экономическим понятием «бартер», раскрыть его сущность;
- учить детей отличать выгодный бартер от невыгодного;
- учить бережно относиться ко всем видам собственности, материальным ресурсам.
2. Развивающие:
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость, самостоятельность.
3. Воспитательные:
- способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию;
- воспитывать уважение к труду и его результатам, честность;
2. Словарная работа: бартер, обмен, экономный, рубль, чеканка денег, равноценный и неравноценный обмен, товар.
3. Демонстрационный материал: надпись «бартер», сундучок, предметы – горшочек, скалочка, дудочка, схема «чеканка денег».
4. Раздаточный материал: соленое тесто, печати, треугольники, листы, карандаши простые, фломастеры, бумажные кругляшки, листовки.
5. Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию: подбор литературы,
6. Предварительная работа с детьми
чтение сказок: В. Катаева «Дудочка и кувшин», «Горшочек каши» Братьев Гримм, РНС «Лисичка со скалочкой», заучивание пословиц, НОД «Деньги».
7. Методы и приемы, используемые на занятии: словесный, игровой, практический, частично – поисковой, наглядный.
8. Организация детей на занятии
Дети вместе с воспитателем организуются в групповой комнате, на стульчиках; после проходят к импровизированной сценке; далее переходят за столы с соленым тестом, затем переходят к другим столам с бумагой и шаблонами треугольников, переходят к столам с брошюрами и фломастерами.
9. Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель: давным-давно, когда человек жил в пещере, денег у него не было. Но он в них и не нуждался, а всё, что ему надо было, давала природа. Кто-то хорошо рыбачил, а у кого-то отлично получалось лепить горшки, другой научился шить одежду. И люди тогда поняли, что можно обмениваться продуктами своего труда. Ты мне рыбу, а я тебе – пшено. Ты мне горшок, а я тебе теплую шкуру.
А вы знаете, что слово обмен можно назвать по – другому – бартер. (слово вывешиваю на доске). Т.е. бартер – это обмен одних товаров на другие.
Ребята, посмотрите, какой чудесный сундучок у меня есть. Но он не простой, он – хранитель сказок. Хотите посмотреть, что там внутри?
Я открываю сундучок и что это? (Горшочек) как вы думаете, горшочек из какой сказки? («Горшочек каши» Братьев Гримм). О каком обмене рассказывается в этой сказке?
Дети: Старушка обменяла ягоды на горшочек.
Воспитатель: Как по-другому можно назвать их обмен?
Дети: Бартер.
Воспитатель: Давайте посмотрим, какой ещё сказочный предмет хранит волшебный сундучок? Что это, ребята? (дудочка). Из какой она сказки? («Дудочка и кувшин» В.Катаева). Какой обмен совершили герои в этой сказке?
Воспитатель: А вот и еще один предмет из сказки. Кому принадлежит этот предмет? (Скалочка принадлежит лисичке, из сказки «Лисичка со скалочкой»). Что делала лисичка в сказке? (она совершала обмен). Как по –другому можно сказать?
Дети: Она совершала бартер.
Воспитатель: Лисичка несколько раз совершала обмен, а был ли этот обмен выгоден всем? (ответы). Ребята, как вы думаете, а в этой сказке был ли бартер равноценным?
Физминутка
Вы, наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Продаются в магазине
Йогурт, молоко, кефир,
Ряженка, сметана, сыр.
Чай, конфеты, шоколад
Яблоки и виноград.
Детский мячик в магазине
Продают в большой корзине.
Нужно важное купить,
Чтобы экономным быть!
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам закрепить в игре, что же такое бартер.
Сценка.
(Дети переходят в импровизированную сценку).
Дело было вечером, делать было нечего.
Коля пел, Борис молчал,
Николай ногой качал.
Тут сказал ребятам
Коля просто так:
«А у меня в кармане гвоздь. А у вас?»
«А у меня в кармане брошь . А у вас?»
«А у меня есть шоколад это раз, есть ещё и мармелад, это два.»
С лесенки ответил Вова:
«Шоколадка? Что ж такого. У меня есть чупа-чупс!»
И сказала Настя робко:
«Чупа-чупс хочу давно.
Обменять его готова я на это домино».
«А для меня сегодня папа куклу новую купил.
Поменять её готова, поиграв совсем чуть-чуть».
«Дома есть и телефон, и планшет, магнитофон.
Только с вами я меняться, я пока не буду».
И пошел у них обмен
Поменяла Маша куклу на любимый мармелад,
брошь на гвоздь, и
даже Нина обменяла домино.
Воспитатель: Скажите, что делали в этой сценке дети?
Дети: Обменивались.
Воспитатель: Что совершили дети? Как можно назвать их обмен по-другому? Был ли бартер выгоден для всех его участников?
Да, бывают такие ситуации, что бартер не всегда выгоден, поэтому и придумали деньги. А как называются наши деньги? (рубли). А почему их так называют? (Потому что их раньше рубили).
Дети: Раньше, деньги были в форме длинного прута, который рубили, чтоб расплатится. А потом деньги стали чеканить.
Воспитатель: Я предлагаю вам окунуться в прошлое и самим попробовать чеканить деньги так, как это делали раньше.
(Дети проходят за столы).
Воспитатель: монеты чеканят из металла. Представим, что пластилин – это металл. Металл плавили (разминаем пластилин) и вытягивали его в длинный металлический стержень (скатываем в колбаску). Затем этот стержень рубили (режем стекой) и производили чеканку монет (печатают деньги). Вот мы и окунулись в прошлое. Вам понравилось? Теперь вы знаете, как чеканили монеты раньше.
Воспитатель: Скажите, какие пословицы о деньгах вы знаете?
Ответы детей: ДЕНЬГИ ЛЮБЯТ СЧЕТ, КОПЕЙКА РУБЛЬ БЕРЕЖЕТ.
Воспитатель: скажите, что они обозначают? (Что надо экономно обращаться с деньгами).
Научиться грамотно, экономно распоряжаться деньгами и тем, что у вас есть нелегко. Чтоб в этом убедиться, я предлагаю вам провести эксперимент. Для этого давайте подойдем к столам.
ЭКСПЕРИМЕНТ.
Воспитатель: Посмотрите, у вас на столах лист бумаги и шаблоны треугольников. Нарисуйте как можно больше треугольников, посчитайте их и запишите число получившихся треугольников.
Воспитатель: Посчитайте, сколько треугольников вы нарисовали? Посмотрите, сколько я нарисовала треугольников. Кто экономнее использовал бумагу?
Воспитатель: Какие способы экономии вы знаете? (дети перечисляют).
Я предлагаю вам создать памятку об экономии, чтобы вы сами не забывали, что надо бережно относиться к своим вещам, но и смогли другим рассказать об этих правилах.
У вас на столах буклеты, в которых есть кружки, но они пустые. Вот в них мы и нарисуем правила экономии для других детей, чтоб они тоже знали эти правила.
Скажите, с каким новым словом вы сегодня познакомились? Для того, чтоб вы хорошо запомнили это слово, у меня для вас есть сюрприз, это игра, которая так и называется «Бартер».