Активизация словаря детей старшего дошкольного возраста
Активизация словаря детей старшего дошкольного возраста
О богатстве любого языка подтверждает и свидетельствует, прежде всего, его словарный запас. Кроме того, источником речевого богатства выступает словообразование. Словарь русского языка, как известно, обогащается, прежде всего, за счет словообразования. Богатые словообразовательные возможности языка позволяют создавать огромное количество производных слов по готовым моделям. В результате словообразовательных процессов в языке возникают крупные лексические гнезда, включающие иногда по несколько десятков слов. Умение пользоваться словообразовательными возможностями языка значительно обогащает речь, позволяет создавать лексические и семантические неологизмы, в том числе ¾ индивидуально ‒ авторские. Основными источниками богатства речи на морфологическом уровне являются синонимия и вариативность грамматических форм, а также возможность их употребления в переносном значении. Речевое богатство предполагает, во ‒ первых, усвоение большого запаса языковых средств, а во-вторых, навыки и умения пользоваться многообразием стилистических возможностей языка, его синонимических средств, способностью выражать сложнейшие и тончайшие оттенки мыслей различными способами. Русский язык обогащается за счет появления новых слов, выражений и сочетаний, развития новых значений у слов и устойчивых сочетаний, уже существующих в языке, расширения сферы употребления языковой единицы и т.д. Работа над словом ‒ исходной единицей языка занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи. Работа по формированию богатства речи у дошкольников рассматривается как «целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка». Развитие словаря детей понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально ‒ закреплённых значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения. Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная и письменная речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом. Язык, как средство общения ‒ это, прежде всего, язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлечённые понятия, выражаются чувства и отношения. Словарная работа в детском саду ‒ это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря, формирование богатства речи дошкольников происходит одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему. Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был изучен Л.С. Выготским, установившим, что ребёнок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков, к существенным. С изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей, существующих в действительности. Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений, качеств. Появление словесно-логического мышления вызывает усвоение детьми элементарных понятий. Методика развития речи рассматривает такой важный вопрос, как понятие о словаре активном и пассивном. Активный словарь ‒ это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. Пассивный словарь ‒ это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышит. Перевод слов из пассивного словаря дошкольников в активный, представляет собой специальную задачу развития речи. Введение в речь детей слов, которые они самостоятельно усваивают с трудом, употребляют в искажённом виде, требует педагогических усилий. Данные психологии, языкознания, физиологии помогают определить круг слов, усвоение которых детьми на различных возрастных ступенях затруднено. Формирование богатства речи детей рассматривается в двух аспектах. Первый подход состоит в овладении ребёнком предметной отнесённости слов и их дискурсивного содержания. Он сопряжен с формированием познавательной деятельности ребенка. В дошкольной методике формирования речи данный подход сконструирован, в первую очередь всего, в трудах Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, В.И. Яшиной. Второй подход состоит в усвоении слова равно как единицы лексической конструкции, его взаимосвязей с иными лексическими единицами. Здесь отличительную значимость обретает приобщение ребенка к многозначным словам, выявление их семантики, четкое по смыслу применение антонимов, синонимов, многозначных слов, т.е. формирование семантический стороны речи. Данное направление в большей степени передано в трудах Ф.А. Сохина и его учеников (О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной и иных). Тот и другой подход взаимосвязаны между собой, и бесспорно работа над семантической стороной слова допустима только при усвоении ребенком предметного, понятийного содержания слова. В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е.И. Тихеевой, О.И. Соловьёвой, М.М. Кониной и уточнены в последующие годы. Сегодня принято выделять четыре основные задачи: - Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных ребёнком слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счёт общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.). - Уточнение словаря, т.е. словарно ‒ стилистическая работа. Овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т.п.). Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связанно с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов, поэтому требуется работа по углублению понимания детьми уже известных слов, наполнению их конкретным содержанием на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшему овладению обобщением, которое в них выражено, развитию умения пользоваться общеупотребительными словами. - Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания. Усваиваемые ребенком слова дробятся на 2 группы: пассивный словарь (слова, какие ребёнок осознает, объединяет с определёнными понятиями, но никак не применяет) и активный словарь (фразы, которые ребёнок не только лишь осознает, а и стремительно, осознанно при любом подходящем случае применяет в речи). В работе с ребенком немаловажно, чтобы новое слово вступило в активный словарь. Данное возможно только лишь в том случае если оно станет зафиксировано и воспроизведено ими в речи. Ребёнок обязан не только лишь слышать речь педагога, но и воссоздавать её большое количество раз, так как при восприятии принимает участие, в ключевом, слуховой микроанализатор, а в говорении ‒ еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы. Новое слово обязано вступить в словарь в комбинировании с иными, для того чтобы дети привыкли применять их в подходящих вариантах. Необходимо концентрировать интерес на конкретизирование значимости слов на базе противопоставления антонимов и сравнение слов, близких по значению, а кроме того на овладение оттенков смыслов слов, на становление гибкости словаря, на использование слов в связной речи, в вербальной практике. Устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды. Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны. Рассмотрим подробнее каждое из этих основных направлений. Обогащение словаря содействует количественному накапливанию слов, требуемых ребёнку для речевого общения с находящимися вокруг. Ключевую часть лексики составляют знаменательные слова (существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия). Это максимально полноправные слова: они предназначаются названиями, высказывают определения и считаются базой в предложении (выступают в образа подлежащих, сказуемых, определений, дополнений, обстоятельств). Обогащение речи ребенка обязано двигаться, в первую очередь, за счёт знаменательных слов. Немалую сложность для освоения ребёнком предполагают числительные, являющиеся более абстрактной составляющей лексики; они именуют отвлечённые числа либо последовательность объектов при счёте. Обогащение речи ребенка числительными в главном проистекает на упражнениях по вырабатыванию элементарных математических взглядов, однако фиксирование и активизация этих слов обязаны быть специфическим предметом лексикографической деятельность на занятиях по формированию речи. Весомую значимость представляет обогащение речи дошкольников словами, означающими свойства и особенности вещей, а кроме того элементарными представлениями. Данные вопросы начинаются решаться в средней группе, и огромную роль получают в старших. Трансформация к обобщениям вероятна только лишь в таком случае, если ребёнок скопил необходимый запас определенных впечатлений о единичных объектах и определенных словесных обозначений. В старших и подготовительной к школе группах ребенка приучают разграничивать свойства, особенности объектов согласно уровню их выраженности (кислый, кисленький, кисло ‒ сладкий, кислый ‒ кислый, кислующий), а кроме того освоенные ранее определения (посуда кухонная, столовая). В данных группах, в особенности в подготовительной, уделяется интерес ознакомлению ребенка с образным словарём, синонимами, антонимами, эпитетами, сравнениями. Дошкольников необходимо знакомить и со словарём, применяемым в фольклорных работах (пригожий, детушки, трава ‒ мурава, матушка, родимая и др.). В особенности старших дошкольников, необходимо учить усваивать, т.е. слышать, осознавать и частично фиксировать, и применять в речи единичные простые по содержанию, легкодоступные ему формулировки из народно ‒ разговорной фразеологии, в том числе постоянные сочетания слов, поговорки и пословицы. Маленькому ребёнку сложно изучить общую роль словосочетания, что никак не находится в зависимости от определенного значения слов, его образующих (на седьмом небе и т.п.). По этой причине педагог обязан вводить в собственную речь формулировки, значение которых станет понятно ребятам при установленной ситуации либо при надлежащем разъяснении, к примеру: «вот тебе и раз», «капля в море», «мастера на все руки», «уши вянут», «водой не разольешь», «держать себя в руках» и т.п. Закрепление и уточнение словаря подразумевает помощь ребенку в освоении значения слов, а также в их запоминании. Прежде всего, в специальном закреплении нуждаются слова трудные для детей: 1) собирательные существительные ‒ белизна, красота и др.; 2) отвлеченные существительные, числительные, относительные прилагательные ‒ городской, пассажирский, железнодорожный и т.д.; 3) слова, сложные в звуковом или морфологическом отношении (тротуар, метро, экскаваторщик). Наравне с закреплением словаря решается и иная цель: конкретизирование смысла, усиление его значимости. Данный ход совершается в течении всего дошкольного периода. С течением времени дошкольник обширнее осознает роль слова, обучается акцентировать и синтезировать максимально существительные свойства объектов и называть их одним словом. В многочисленном повторении и закреплении имеют необходимость слова, означающие цвет, материал, пространственные и временные определения. Следует концентрировать интерес ребенка на многозначие фразы. Данный увлекательный феномен, когда один и то же термин означает различные объекты (ручка ‒ принадлежность для письма, ручка ‒ фурнитура), притягивает заинтересованность ребенка, порождает интерес. Активизация словаря ‒ это ключевая цель лексикографической деятельности в детском саду. В ходе данной деятельности педагог стимулирует ребенка применять в речи более четкие, оптимальные по смыслу фразы. Особые способы активизации словаря обязаны спровоцировать у детей интерес к подбору слова, создавать достоверность и четкость речи. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» четко прописаны требования к активному словарю ребенка, установлены слова, какие ребята обязаны не только лишь осознавать, но и легко применять, усваивание которых предполагает для дошкольников известную сложность (справа, по левую сторону, треугольник, узкий и т.д.). К.Д. Ушинский так слагал о данной проблеме: «…Вызов слов и форм языка из детской памяти очень полезен: у детей запас слов и форм родного языка обыкновенно не мал, но они не умеют пользоваться этим запасом, и вот этот ‒ то навык отыскивать быстро и верно в памяти требуемое слово и требуемую форму есть одно из важнейших условий развития дара слова». Таким образом, стимуляция словаря ‒ это повышение числа применяемых в речи слов, сущность каковых четко понимается ребенком. Работа над синонимами (словами, различными по звучанию, но обладающими равное или родственное значение) может помочь осознавать смысловую сторону слова, подбирать максимально удобное слова из целого лексического богатства. Антонимы вынуждают вспомнить и сравнить объекты и явления согласно их временным и пространственным взаимоотношениям, величине и свойствам и т.д. (прохладный ‒ нагретый, толстый ‒ тонкий, утро ‒ вечер). Своеобразной задачей лексикографической деятельности считается исключение из речи ребенка вульгаризмов, просторечных слов (башка, телок и т.д.). В языке имеется феномен вето (запрета) отдельных слов. В детском саду дошкольникам кроме того доводится встречаться с этим феноменом. Овладение словарем считается значимым обстоятельством интеллектуального развития, так как сущность исторического опыта, усваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отображено в речевой форме и, в первую очередь, в значениях слов. Усвоение словаря разрешает проблему накапливания и уточнения взглядов, развития суждений, формирования содержательной стороны мышления. В то же время с данным совершается формирование операционной стороны мышления, так как освоение лексическим смыслом совершается на основании действий анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря препятствует полноценному разговору, а, значит, и единому развитию детей. И наоборот, богатство словаря считается показателем хорошо сформированной речи и признаком значительного степени интеллектуального развития. Своевременное развитие словаря – единственный из значимых факторов подготовки к школьному обучению. Дети, никак не обладающие необходимым лексическим резервом, ощущают большие проблемы в обучении, никак не замечая оптимальных слов для формулировки собственных идей. Преподаватели фиксируют, то что учащиеся с богатым словарем правильнее принимают решение в арифметических задачах, проще овладевают навыком чтения, грамматикой, стремительные в интеллектуальной работе на уроках. В отечественной методологии преподавания русскому языку работа над словом рассматривается не только лишь в ограниченном, прагматическом аспекте (формирование речевых способностей). В её традиции обучения родному языку считаются упражнения воспитания нравственности, гражданственности (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и другие). Проводя лексикографическую работу, мы в то же время разрешаем проблемы нравственного и эстетического обучения. Посредством терминов создается мораль, навыки поведения. Огромное роль содержит педагогический потенциал лексики, способствующий сформировать нравственные ориентиры. Таким образом, можно сделала заключение о том, что на изобилие каждого языка указывает, в первую очередь, его словарный запас; значимость слова равно как важной единицы языка и речи, его роль в психическом развитии детей устанавливают место лексикографической деятельности в единой концепции работы по формированию речи ребенка в детском саду. Содержание словарной деятельности в дошкольном возрасте, в первую очередь, обусловливается тем, что в данном возрасте сначала формируется лексический запас, означающий элементы присваиваемой ребенком культуры ‒ материальной, умственной, соционормативной. Осваивание общественного опыта совершается в ходе всей жизнедеятельности детей. По этой причине лексикографическая работа сопряжена с целой воспитательной службой дошкольного учреждения. Её сущность обусловливается в основании рассмотрения единой программы формирования и обучения ребенка. Особенность лексикографической деятельности в дошкольном учреждении заключается в том, что она соединена с целой воспитательнообразовательной деятельность дошкольников. Обогащение словарного запаса совершается в ходе ознакомления с находящейся вокруг средой, в абсолютно всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Деятельность над словом уточняет взгляды детей, углубляет его эмоции, образует общественный опыт. Все без исключения это обладает особенной значимостью в дошкольном возрасте, так как непосредственно тут закладывается первостепенный фундамент развития мышления и речи, происходит формирование общественных контактов, создается индивидуум. Таким образом, словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системы работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Характеристика словаря старших дошкольников Ключевые задачи формирования речи ‒ развитие звуковой культуры речи, обогащение и стимуляция словаря, развитие грамматического строя речи, воспитание связной речи ‒ находят решение на протяжении целого дошкольного детства, но в любом возрастном периоде проходит градационное осложнение содержания речевой деятельность, изменяются и технологии обучения. У любой из упомянутых проблем имеется полный круг трудностей, который следует разрешать единовременно и своевременно. В дошкольном детстве ребенок овладевает, в первую очередь, диалогической речью, что обладает характерными отличительными чертами, проявляющиеся в применении языковых средств, возможных в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который выстраивается согласно законам литературного стиля. Только специальное речевое развитие подводит детей к овладению связной речью, что предполагает собою детальное утверждение, состоящее из нескольких либо множества предложений, распределенных согласно функционально-смысловому типу на представление, описание, суждение. Образование связности сообщения, формирование умению обширно и разумно создавать утверждение считается одной из основных проблем речевого обучения дошкольника. Характерные черты формирования детского словаря довольно всесторонне исследованы в физиологии, психологии, психолингвистике. В формировании словаря ребенка дошкольного возраста акцентируют 2 стороны: количественный увеличение словарного запаса и его качественное формирование, т.е. освоение смыслами слов. Одновременно с коммуникативной функцией слово осуществляет и когнитивную (познавательную) функцию, так как считается не только лишь единицей выступления, однако и мышления (согласно Л.С. Выготскому). Поэтому формирование словаря проводит к развитию абсолютно всех высших психологических процессов ‒ мышления, восприятия, памяти, внимательности, воображения, целеустремленного поведения. При стандартном речевом развитии ребёнка его запас слов меняется численно и качественно. Количественные перемены ‒ это увеличение объёма словаря, а качественные ‒ закономерности освоения ребенком значимости текстов. Количественный рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников разняться между собой. По словам Д.Б. Эльконина различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития». Дети старшей группы готовы более основательно объяснять сущность литературных произведений и осознавать многие характерные черты формы, выражающей сущность, то есть имеют все шансы ранее отличать литературные жанры и свойственную их специфику. Они свободно отличают прозу и поэзию, сообщают, что стихотворения сочинены гармонично, их возможно распевать, то есть обращают внимание на ритмическую и метрическую организованность, согласие поэтичных строк. Необходимо концентрировать интерес ребенка на характерные черты жанров, в таком случае они станут основательнее понимать образные плюсы литературных произведений. К старшему дошкольному возрасту численный запас слов детей способен доходить до 3500-4000 слов. Сопряжено это с тем, что формируется личность ребенка в целостном, увеличивается и формируется понимание. Старший ребенок начинает размышлять на базе всеобщих взглядов, его интерес делается наиболее направленным, стабильным. Расширяется область заинтересованностей, улучшается работа. На данном основании и совершается последующее увеличение и углубление сферы взглядов и увеличение словаря. Дети 5-7 лет обладают бытовым словарем в степени разговорного стиля старших, применяют фразы не только лишь с обобщающим, однако и с абстрактным смыслом ‒ несчастье, удовольствие, решимость. У них возникает высокая заинтересованность к тексту, к его значению. Прослеживается и создание ‒ в тех вариантах, если в словаре детей не присутствует необходимого слова («самостреляльный» пистолет и т.д.) В старшем дошкольном возрасте следует дополнять запас слов за счет наименований вещей, свойств, операций; стимулировать лексикон: учить применять максимально пригодные согласно смыслу фразы при обозначении свойств и качеств объектов; сформировывать способность сочетать текст с обратным значением (сильный ‒ слабый, стоять ‒ убегать), со схожим смыслом (скакать ‒ прыгать); применять фразы, означающие материалы (дерево, железо, стекло, пластик и др.); обучать объяснять образные формулировки в загадках, разъяснять значение пословиц. Увеличивается деятельность над семантической стороной слова, овладение ребенком выразительных средств стиля. В старшем дошкольном возрасте продолжается обучение по обогащению словаря ребенка. Основное место занимают наглядные способы (экскурсии, исследования, обозрение объектов, рассмотрение картин и др.), но затруднение состоит в расширении диапазона объектов и материалов, их свойств. Знакомство со словом проходит в установленном контексте в сочетании слов либо предложении. Особое внимание уделяется обогащению детской речи прилагательными и глаголами, выражающими качества и действия наблюдаемых объектов. Одновременно с углублением знаний происходит освоение слов, более точно характеризующих разнообразные признаки предметов и действий. Кроме того, обогащение речи происходит за счет прилагательных, обозначающих наибольшее количество признаков с более тонким их различием (оттенки цветов, состояние предметов, различия в размере, форме и др.). Дети начинают знакомиться с наречиями, характеризующими качества действий (облака плывут медленно). Со старшего дошкольного возраста проводятся самостоятельные занятия по сравнению предметов. Данные занятия необходимы для формирования навыков более конкретно искать слова для характеристики объектов. К этим занятиям выдвигаются определенные требования организации и проведения: 1) предметы подбираются с максимальным количеством сравниваемых свойств (цвет, форма, величина, части, детали, материал, назначение др. 2) сравнение должно быть плановым, последовательным ‒ от сравнения предметов в целом к вычленению и сравнению частей и затем к обобщению; 3) основные приемы обучения ‒ это вопросы и указания, помогающие последовательно сравнивать, отмечать особенности, которые дети сами не видят, точно формулировать ответ и подбирать нужное слово; 4) дошкольники должны проявлять максимум речевой активности. Проводится непосредственно образовательная деятельность по формированию родовых понятий на основе обобщения групп предметов различных видов. В дошкольном возрасте максимально интенсивно формируется устная речь, так как в данный промежуток образовываются подходящие обстоятельства для её формирования и закладываются посылы для письменной речи, дальнейшего речевого, языкового, индивидуального становления ребёнка. В нынешнее момент возрастает число людей, у которых затруднены создание высказывания, представление слова, поочередное высказывание содержания монолога, представление собственных идей посредством текстового сообщения, что считается результатом задержки формирования лексической систем языка, в частности возникают новые формы опосредованного общения. Все это без исключения явные условия культурологической депривации. В обстоятельствах нынешней оптимизации науки и образования, социум предъявляет условия к коммуникативному развитию личности, по этой причине увеличивается нагрузка на образовательные организации, и перед преподавателями стоит проблема формирования и активизации словарного запаса ребенка. Обладание лексикой родного языка отображается на уровне эстетического и психологического становления детей дошкольного возраста. Таким образом, при пересказах и составлении собственных повествований дошкольник стремится применять образные фразы и формулировки, освоенные из художественных произведениях. Таким образом, на основании рассматривания, обследования, сопоставления и обобщения объектов у ребенка старшего дошкольного возраста со временем создается терминологический характер текстов. Объяснять значения слов старшим дошкольникам уже можно опираться не только на наглядность, но и через то что уже усвоено. Смысловая сторона речи развивается и в процессе работы над антонимами. Сначала используются приемы работы с изолированными словами, затем с такими же словами в предложениях и связных высказываниях: 1. подбор антонима к заданному слову; 2. отыскивание антонимов в рассказах, пословицах, поговорках; 3. завершение предложения с антонимами; 4. составление предложений и связных высказываний с заданной парой антонимов. Усваиваемые ребенком фразы разделяются на 2 группы: пассивный словарь (фразы, какие ребёнок осознает, объединяет с определёнными понятиями, однако никак не применяет) и активный словарь (фразы, какие ребёнок не только лишь осознает, но и стремительно, обдуманно при любом подходящем случае применяет в речи). В работе с дошкольником немаловажно, чтобы новый термин вошел в активный лексикон ребенка. Это возможно только лишь в том случае если оно станет зафиксировано и воспроизведено ими в речи. Ребёнок обязан не только лишь слышать разговор педагога, но и воссоздавать его большое количество раз, так как в ходе восприятия принимает участие, в главном, только акустический анализатор, а в говорении ‒ еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы. Новый термин должен войти в словарь дошкольника в комбинации с иными словами, для того чтобы ребята свыклись применять их в нужных вариантах. Необходимо концентрировать интерес на детализирование значимости текстов на основании противопоставления антонимов и сравнение слов, близких по значению, а кроме того она овладение оттенков смыслов текстов, в формирование эластичности словаря, на потребление текстов в связной речи, в вербальной практике.Устранение нелитературных слов, переход их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, байковые). Это в особенности нужно, если дети находятся в обстоятельствах неблагополучной для языковый среды. На данном возрастном этапе не прекращается деятельность с многозначными текстами . Все аспекты деятельности над семантической стороной слова взаимосвязаны и переплетаются. Все без исключения варианты лексической деятельности проводятся в форме вербальных игр, упражнений, выполнения креативных заданий во взаимосвязи с иными речевыми проблемами. В результате у дошкольника должен нарастать колоссальный объем знаний и соответственный словарь, что обязано гарантировать беспрепятственное их взаимодействие в широком плане (взаимодействие со старшими и ровесниками, представление литературных произведений, теле и радиопередач т.п.). Настоящий словарь обязан характеризоваться многообразием тем, в нем находятся все без исключения части речи, что дает возможность сделать речь детей по окончании дошкольного детства содержательной, достаточно четкой и живой. В то же время с количественным увеличением словаря совершается классификация лексики. Дошкольник, пользуясь обобщающими существительными, горазд тонко разграничить их, в речи ребенка возникают абстрактные существительные, неоднозначные фразы, слова с переносным значением, антонимы, синонимы, эпитеты, метафоры. Таким образом, к завершению дошкольного этапа словарь ребенка доходит такой степени, что они легко контактируют со старшими и ровесниками и могут поддерживать диалог практически на различную тему, доступную для осмысления в их возрасте. Исследование литературы позволил сделать следующий вывод: всестороннее развитие детей осуществляется на основании освоения многовекового опыта людей только благодаря разговору детей со старшими. Старшие ‒ хранители опыта людей, его знаний, умений, культуры. Передать данный навык невозможно иначе как с помощью языка. Язык ‒ основное средство человеческого общения.