Формы и методы работы воспитателя с родителями
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись - и не обходятся – без семьи. В её позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надёжной семье нуждается каждый человек.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие - это актуальный вопрос на сегодняшний день. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям.
В настоящее время особое внимание уделяется негативному влиянию семьи на развитие личности ребёнка дошкольного возраста, в частности неблагоприятному психологическому климату семьи (проявление жестокости к детям со стороны родителей: пренебрежение к нуждам детей, применение физического наказания; конфликты родителей с детьми) и, как следствию, потере авторитета родителей (А.А. Лысаков). Все это приводит к репрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту положительных эмоций, психическим заболеваниям, отставанию в умственном, физическом и эмоциональном развитии (М.И. Буянов, Л. Анзоре, А.И. Захаров).
Семья и дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка требуется их взаимодействие. И педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия. Работа с родителями на сегодняшний день является одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. Вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных. Сегодня необходимы нововведения в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы современных форм работы активного включения родителей в жизнь ДОУ.
Семья и дошкольное учреждение, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнёрских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями.
Социальное партнёрство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу воспитанников в общественную жизнь, социум.
Процесс социализации ребёнка будет проходить более успешно, если будут:
- установлены позитивные отношения с родителями и общественностью, с целью формирования единого пространства социального развития ребёнка;
- построены партнёрские отношения нового типа не только между детьми и педагогами, но и между педагогами и родителями на основе дружеского, доверительного отношения;
- расширены педагогические знания родителей по взаимодействию с детьми;
- организована система взаимодействия ДОУ с социокультурными объектами по расширению воспитательного пространства.
Какие же существуют формы сотрудничества педагога и родителей? Формы подразделяются на коллективные – групповые родительские собрания, конференции, «круглые столы», семинары-практикумы; индивидуальные - беседы, консультации, посещение на дому; наглядно-информационные стенды, тематические выставки, папки-передвижки.
Групповые родительские собрания – целесообразная форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Темы собраний должны быть разнообразны и определятся прежде всего задачами воспитания детей данной возрастной группы, актуальностью той или иной темы для коллектива родителей, содержанием работы, проводимой раннее с детьми и родителями.
Для ведения собрания выбираются председатель и секретарь. Основную часть собрания составляет педагогическая беседа, которую готовят воспитатели. В докладах необходимо как можно более полнее представить особенности жизни, поведения, отношений всех детей группы и каждого ребенка. В собрание может быть включено выступление специалиста: врача (медсестры), инструктора по физической культуре, психолога, логопеда, учителя начальных классов (в подготовительной к школе группе) и др. по обсуждаемому вопросу. Обязательно следует планировать выступление кого - либо из родителей об опыте семейного воспитания, а также обсуждение текущих организационных вопросов.
Продолжительность собрания не должна превышать 1,5 часа: педагогическая беседа может составить 20 минут (по итоговой работе за год – больше), выступление специалиста – 15-20 минут, выступление родителя с рассказом об опыте воспитания - 10-15 минут, соответственно планируется время для обсуждения докладов и других вопросов. Рекомендуется проводить в течение учебного года 3-4 собрания с постановкой наиболее значимых вопросов воспитания в данной возрастной группе.
Цель родительских конференций – обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, при необходимости педагог помогает в выборе темы, может выступить специалист. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения или на уровне города, района. Важно определить актуальную тему. К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалы, отражающие работу дошкольных учреждений и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников детского учреждения, членов семей.
Семинары-практикумы позволяют родителям приобрести практические навыки воспитания. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму и др. Может проходить в виде игры с педагогическим содержанием.
«Круглый стол» - обсуждение с родителями актуальных проблем воспитания с обязательным участием специалистов.
Беседа – наиболее доступная и распространенная форма установления
связи педагога с семьей, его систематического общения с родителями
ребенка и другими членами семьи. Цель беседы – обмен мнениями по какому – либо вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этому вопросу, оказание родителям своевременной помощи. Беседа будет тогда осуществлять эффективное воздействие на родителей, когда в ней активно принимает участие и воспитатель, и родитель, т. е. происходит диалог. Иногда воспитатель, дав родителям совет, сделав замечание, считает, что побеседовал с ними. Это не так. Ведь осталось не выясненным, что думал по этому поводу сам родитель, как воспринял совет, как собирается выполнить рекомендации воспитателя и т.д.
Ведущая роль в возникновении бесед должна принадлежать воспитателю. Ежедневно он наблюдает, как проявляет себя ребенок в разных видах деятельности, обнаруживает ошибки воспитания в семье, дает им оценку, делает выводы. Перед проведением беседы с родителями продумывает, с чего начнет ее, какие вопросы задаст, чтобы выявить понимание родителями обсуждаемых вопросов, отношения к ним; договаривается с родителями о времени беседы.
Педагогическая беседа может возникнуть с отдельными родителями утром во время прихода их с детьми, а также вечером, пока ребенок одевается, с несколькими родителями или родительским коллективом. В этом случае она должна быть конкретной и содержательной, родитель должен получить новые знания по вопросам воспитания и обучения ребенка.
Беседа может возникнуть стихийно, обычно по инициативе родителей, и воспитатель не может уделить должного внимания. Тогда он договаривается о специальной встрече с родителями в удобное для них время. При проведении беседы, возникающей по инициативе родителей и вызванной их вопросами, суждениями, предложениями, руководство на себя должен взять воспитатель: он задает беседе нужное направление, делает выводы.
Тематические консультации для родителей по своему характеру близки к беседам, но основная разница в том, что, проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей (поставленные в начале консультации), педагог стремиться дать им квалифицированный совет, чему – то научить. Консультации, как одна из форм индивидуальной, дифференцированной работы с родителями, помогает, с одной стороны ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всех нужна, с другой, - побуждает родителей задуматься над тем, какими путями лучше всего воспитывать своего ребенка.
Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания в семье - все это помогает правильно наметить конкретные воспитательные задачи, которые необходимо осуществлять вместе с родителями, определить более четкое содержание работы с различными семьями. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой – это прийти в гости. Надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей.
Задача педагога при первом посещении - уловить атмосферу семьи: как и кто из членов семьи встречает, поддерживает разговор, как ведет себя ребенок и какое у него настроение (радостный, притихший, приветливый), какие условия созданы для деятельности ребенка (игры, игрушки, что есть у ребенка для занятий, где хранятся нужные материалы, есть ли детские книги и т.д.), т.е. выяснить общие условия семейного воспитания. Воспитатель должен ограничиваться немногими советами, возможно деликатными замечаниями, которые имеют первостепенное значение для ребенка.
Повторное посещение проводят по мере необходимости с целью проверки выполнения ранее данных рекомендаций (особенно в трудных семьях), изучение наиболее ценностных сторон семейного воспитания, в связи с выявленными особенностями поведения ребенка, его развития, выяснения условий подготовки ребенка к школе и т.п.
Наглядная пропаганда – целенаправленное систематическое применения наглядных средств в целях ознакомления родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания практической помощи семье.
Тематические выставки организуются в группе или в детском саду в связи с праздниками календарными или народными. На выставке используют разные материалы: детские рисунки, самодельные игрушки, книги, альбомы, высказывания детей, фотографии.
Так же к формам сотрудничества воспитателей и родителей можно отнести тематические досуги с участием педагогов, родителей, детей; спортивные развлечения, семейные праздники (День матери, Новый год и др.), участие родителей и детей в выставках, совместная подготовка спектаклей и др.; «Почтовый ящик» (для родителей, которые хотят задать вопрос, но не желают говорить вслух; воспитатель, читая почту, может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос специалисту); «День добрых дел», вечера вопросов и ответов, выставки педагогической литературы (библиотеки) для родителей.