Влияние музыкотерапии на формирование личности дошкольника.

Маркова Анастасия Юрьевна

Ни для кого не является сектретом что в наш сложный, скоростной век технологий, мы взрослые, с головой погружаемся в будние проблемы, не понимая того,  что наши дети нуждаются во внимании взрослых, порой даже в помощи специалистов. И этой помощью, я уверенна должна быть музыка.

Ведь не для кого не секрет, что музыка влияет на психику, физиологию, настроение, волю слушателя, оказывает возбуждающее или успокаивающее воздействие. Учёными доказано,что музыка оказывает целебное, оздоровительное действие на организм человека.

На каждом музыкальном занятии в нашем детском саду происходит музыкальное погружение или музыкотерапия.

«Что это такое и для чего она нужна?» - Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки.
Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Во многих странах мира наибольшее распространение музыкотерапия получила как лечебная педагогика, лечебно-воспитательный метод.

«Что для каждого малыша означает музыка?» - я задавалась этим вопросом каждый раз, когда видела их горящие глаза и незамысловатый танец – импровизацию под ритмичную мелодию. Работая уже 6 год наблюдаю за развитием и интересами ребят и на своих занятиях, большое внимание уделяю восприятию музыкальных произведений, музыкально – ритмической и вокально – хоровой деятельности. Все дети абсолютно по разному воспринимают музыку, но каждый ребенок к ней не равнодушен.

На мой взгляд, музыка играет одну из главных ролей в формировании личности ребенка, так как способствует развитию вкусов и предпочтений, эмоций, интересов, которые впоследствии оказывают большое влияние на формирование взглядов и собственного «Я». А так же, она несет информативный характер, что существенно повышает знания малыша об окружающем мире, воспитывает патриотические чувства, любовь к своей Родине и семье. В наше не лёгкое время патриотическое воспитание и воспитание в детях любви к родной Земле, к своей семье и своему народу, имеет большое значение. Поэтому в этом году была проведена над этим большая работа. Внутри детского сада был проведён фестиваль якутских сказок, в котором ребята всех возрастных групп продемонстрировали свои актёрские способности, перевоплащались в своих персонажей неся в себе те эмоции, чувства и действия, которые должен исполнить их герой.  Ребята погружались в музыку не только на занятиях, но и за пределами детского сада выступали на районных конкурсах приуроченных к 100 – летию ЯАССР с Якутским танцем, шумовым оркестром.  Большая работа связанная с культурой и искусством нашей Республики (Саха) Якутии. Совместно с Алданской детской школой искусств им. А.Т. Никитина мы познакомили ребят с проектом: «Изобразительность в произведениях якутских композиторов». Заглянув в музыкальную шкатулку наши воспитанники открыли дверь в музыку Якутского народа, который населяет наш край, нашу любимую Якутию, а так же окунулись в мир музыки якутских композиторов. Целью этой работы было приобщение детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формирование восприятия музыки и простейших исполнительных навыков области игры на детских инструментах, пения, ритмики,  а так же знакомство с культурой и искусством Родного края, прививать любовь к Якутии в которой мы живём и создать устойчивый  интерес к музыкальной культуре народов мира. Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. А связующим звеном между миром музыки и миром детства выступает педагог, основной задачей которого является заинтересовать ребенка различными видами музыкальной деятельности, выявить склонности и потребности, чтобы наиболее полно раскрыть все возможности ребенка. И так, работая с малышами в это году был разработан проект «Солнечные виотуозы», направленный на дополнительную работу с музыкально одарёнными детьми, идеей которого является развитие творческих способностей дошкольников посредством вокально – певческой деятельности.  Работая музыкальным руководителем в ДОУ, я всё чаще осознаю, что в работе с детьми мне помогают не только знания, полученные в моей профессиональной музыкальной сфере, но и психологические познания. Музыка и психология оказались для меня неотделимыми друг от друга и одинаково важными в развитии маленького человека... Поэтому важно помочь, найти, раскрыть и способствовать развитию талантоов, музыкальных способностей, оказать ребенку помощь, а главное улучшить здоровье и самочувствие каждого нащего воспитаника.

Памятка для родителей!

Музыкотерапия (прослушивание музыки) противопоказана:
* Детям с предрасположенностью к судорогам.
* Детям в тяжелом состоянии, которое сопровождается интоксикацией организма.
* Больным отитом.
* Детям, у которых резко нарастает внутричерепное давление.

Своим родителям я предлагаю список произведений классической музыки для регуляции физического психоэмоционального состояния детей:
«Мазурка» Ф.Шопен, «Вальсы» И. Штрауса, «Итальянский концерт» и другие произведения И.С. Баха, «Лунная соната» Л.В. Бетховена, «Детский альбом» П.И.Чайковсого, «Симфония №6» Бетховена, часть 2, «Колыбельная» И. Брамса, «Аве Мария» Ф. Шуберта, «Симфония» Ф.Й. Гайдна, «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» А.К. Дебюсси, «Симфония № 5» Ф. Мендельсона, Моцарт, Шуберт, Гайдн, вальсы из балетов Чайковского.
Музыку Моцарта можно и полезно слушать всем ребятам и взрослым!