Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения через ознакомление с традициями семьи и народа

Петрова Яна Петровна

 

 

В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в дошкольном возрасте очень активны, инициативны, любознательны, имеют удивительные способности к сочувствию, сопереживанию. Именно это время благоприятно для развития патриотизма и духовности. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, детскому саду, селу где он родился и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Известно, что дошкольное детство – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления об обществе, культуре. В этот период дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС регламентирует главные задачи в этом направлении: -развитие чувства собственного достоинства ребенка как представителя своего народа или нации; -формирование уважительного отношения к культурным особенностям своей страны; -формирование толерантного отношения к сверстникам, родителям и другим взрослым, людям других национальностей; -развитие нравственно-духовных качеств и характеристик человека. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС устанавливает формы работы с детьми : -занятия в соответствии с темами; -увлекательные беседы о Родине (городе, изучение литературы на темы патриотизма, разучивание патриотических стихов и песен, просмотр телепередач и фильмов); -работа с родителями; -экскурсионные поездки по достопримечательностям родного села, края, посещение музеев и выставок. В дошкольном учреждении начинать работу по нравственно-патриотическому воспитаниюнужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Стараться, чтобы каждый день ребёнка в детском саду был наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. С маленького возраста приучать детей жалеть друг- друга, когда кому-то больно или трудно. Когда ребенок понимает, что его любят, поддерживают он чувствует себя спокойно,комфортно. Ведь с воспитания чувства любви друг к другу, родной семье, родному детском саду, родной улице, селу где он живет, начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству. Знакомя детей с родной страной и городом, расширять их представления о значении государственных символах России и Санкт-Петербурга. Воспитывать уважительное отношение к гербу, флагу России. Формировать представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. У детей развиваются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознанию личной причастности к жизни Родины. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям, быту своего народа. Знакомим с национальными традициями, праздниками, блюдами, сказками мы чтим память наших предков, нашей истории. А человек без истории существовать не может.. В центре ознакомления с художественной литературой много народных сказок. Дети с удовольствием слушают, а после чтения сами подходят рассматривают иллюстрации и по рисункам пересказывают сказки. Так же необходимо детям понять, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, дружба, взаимопомощь, трудолюбие. Обсуждая с детьми содержание сказок, обращаю их внимание на трудолюбие, скромность героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за справедливость, как спасают друг друга. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Большое место в приобщение детей к народной культуре занимают народные праздники. В них фиксируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Необходимо чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании. Народный праздник является для ребенка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след. Несомненно, чувство патриотизма многогранно. И итог работы можно подвести только тогда, когда из маленького воспитанника детского сада вырастет гражданин нашей Родины.