Упражнения для преодоления заикания
Упражнения для преодоления заикания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_dlya_preodoleniya_zaikaniya.docx | 18.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения на развитие дыхания
Сейчас мы выполним дыхательные упражнения, выполнение которых поможет нам добраться к нашей цели- избавлению от заикания!
Упражнение № 1
Вдох носом, выдох через одну ноздрю, другую закрыть средним пальцем (ноздри чередовать).
Упражнение № 2
«Надуй шарик». Выполняется сидя или стоя, одна рука находится на животе, другая – сбоку на нижней части грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперёд и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той или иной рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох, живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение.
Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем.
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Упражнение № 3
Вдохнув ртом и носом, на выдохе протяжно произносить слоговые цепочки. Для удлинения выдоха постепенно увеличить количество слогов на выдохе
Образец:
фаф
фаф фоф
фаф фоф фуф
фаф фоф фуф фыф
фаф фоф фуф фыф фиф
фаф фоф фуф фыф фиф феф
Упражнение № 4
На вдох понюхать яблоко затем придумать фразу и произнести её на выдохе, с каждым разом удлиняя фразу.
Но прежде, чем мы приступим к выполнению данного упражнения, придумаем необходимые слова признаки. Например: яблоко (какое?) душистое, ароматное, красное, спелое, красивое, круглое.(слова признаки подбираем с мячом)
«Душистое яблоко»
«Очень душистое яблоко».
«Очень ароматное и душистое яблоко»
«Очень ароматное и душистое красное яблоко»
«Очень ароматное и душистое вкусное красное яблоко»
Упражнение № 5. Релаксация.
С каждым днем вы все больше привыкаете говорить по-новому. Постарайтесь забыть свою старую речь. Постепенно в разговоре с любым собеседником сохраняйте спокойствие, применяйте известные правила речи. А для того чтобы всегда чувствовать себя уверенно, придумывай собственные формулы. Например, если вы еще теряетесь при разговоре с учителем, можно в сеанс включить такие формулы: «Я смело смотрю на учителя, отвечая урок. Учителя понимают и терпеливо слушают меня».
(Пауза.)
Примите позу покоя. Закройте глаза. Вдох — выдох (2 раза). Внимательно слушайте и мысленно проговаривайте каждую команду (формулу) несколько раз. Я успокаиваюсь. Дышится легко. Приятный покой и расслабленность. Речевой аппарат полностью расслаблен. Мой речевой аппарат послушен. Я спокойна и собранна. У меня хорошее настроение. Я говорю четко и свободно. Легко и удобно говорить на выдохе. Я опираюсь на ударные гласные. Согласные звуки скользят легко, без напряжения. Я отдыхаю во время паузы. Мою речь приятно слушать. Я забываю старую речь. Я спокойна и собранна. Я смело смотрю на учителя, отвечая урок. Всем нравится моя новая речь. Ребята понимают меня, и это мне помогает. Легко общаться с людьми. Я всегда говорю правильно. Мне легко и приятно говорить по-новому. (Пауза.) Глубоко вдохнуть. Руки к груди прижать, потянуться. Выдохнуть! Открыть глаза. Улыбнуться!
Удалось ли вам расслабиться?
1. Были ли вы спокойны?
2. Появилось ли у вас состояние расслабленности во всем теле?
3. Расслабился ли ваш речевой аппарат?
4. Какие команды для уверенного поведения и хорошей речи вы запомнили?
Речевые упражнения.
Упражнения на развитие интонационной выразительности, силы голоса.
Упражнение № 1
Звуковая лестница
Произносите гласные звуки и слоги, повышая (понижая) тональность на каждом последующем звуке (слоге). Образуется своеобразная лестница, по которой звук «взбирается» вверх и «спускается» вниз.
Упражнение № 2
Произнесите каждое слово дважды, меняя место ударения, с сохранением естественной интонации слова.
Например:
вести —вести, молодец-, плачу-, хлопок-, стоит-, мука-, гвоздики-, замок-,
мало-, жила-, парить-, полки-, атлас-, выкупать-, орган-, засыпать-, стрелки-.
Упражнение № 3
Прочитайте предлагаемые фразы в соответствии со смысловым заданием. Обратите внимание на правильный выбор интонации.
Снег пошел
• Спрашиваете, удивляясь — ?!
• Восхищаетесь, радуясь — !
• Огорчаетесь смене погоды.
• Уточняете — ?
• Радостно сообщаете друзьям — 1!
Упражнение № 4
Произнесите слова, обращая внимание на мягкую голосоподачу и слитность, с четким выделением ударного слога ( упражнение, выполняется с помощью пребора узелков)
морозостойкий естественнонаучный
высокоурожайный сложноподчиненный
жаропонижающий металлорежущий
самолетостроительный сильнодействующий
деревообрабатывающий дикорастущий
народнохозяйственный животрепещущий
4. Правила речи
1. Прежде подумайте, потом говорите.
2. Говорите в спокойном темпе.
3. Говорите всегда на выдохе.
4. Выделяйте ударные гласные звуки в словах.
5. Слова в предложении произносите слитно.
6. В конце каждого предложения делайте паузу.
7. Длинные предложения делите на смысловые отрезки.
8. После смыслового отрезка выдерживайте паузу.
9. В каждом предложении выделяйте главные по смыслу слова — делайте логические ударения.
10. При разговоре спокойно смотрите на собеседника.