Конспект занятия «В стране математики»

Трунова Анна Евгениевна

Цель: Формирование начальных математических знаний.

Задачи:

1. Образовательная: Совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной мерки. Закреплять знания о последовательности дней недели, месяцев, времен года. Уточнить знание детьми числового ряда и отношения между числами в ряду.

2. Развивающая: Развивать внимание, память, мышление.

3. Воспитательная: Воспитывать интерес к математике, умение слушать указание взрослых.

Методические приемы: Показ способов действия в сочетании с объяснением, объяснение, вопросы.

Материалы, инструменты, оборудование:

Числовой ряд от 0 до 10 , 3 знака «?», 3 конверта,1 мячик, 4 длинные полоски по 24 см , 2 полоски по 6см, 2 полоски по 4 см, 4 карандаша, фишки.

Организация занятия:

 

Ход:

В: Раз, два, три, четыре, пять

Будем весело играть

Сравнивать и измерять

На вопросы отвечать!

Ребята, давайте с вами подойдем к доске, что вы там видите?

Д: Числа

В: Это числовой ряд, давайте сосчитаем его от 0 до 10, а потом обратно, от 10 до 0.

Д: (Считают числовой ряд.)

В: Ребята, у вас получилось сосчитать? Почему?

Д: Нет, потому что не хватает цифр.

В: Да, ребята, некоторые цифры в нашем числовом ряду заменены на знак вопрос «?» и для того чтобы вернуть все потерянные цифры нам нужно выполнить несколько заданий. За каждое правильно выполненное задание в наш числовой ряд будут возвращаться по 1 цифре.

А вот и 1 задание. Посмотрите, что вы видите на столе? Как вы думаете для чего они нам понадобятся?

Д: Длинные полоски, короткие полоски, карандаши, фишки, числовые карточки. Для того чтобы измерить длинную полоску

В: Правильно, маленькая полоска- это условная мерка и с помощью нее мы будем измерять, сколько полных мерок на длинной полоске. Для выполнения этого задания нам нужно разделиться на 4 группы.

Д: (Делятся на группы.)

В: Ребята, посмотрите, для каждой группы отдельная тарелка с длинными, короткими полосками. Давайте сравним друг с другом, одинаковые ли у вас длинные полоски?

Д: (Сравнивают длинные полоски.) Да, длинные полоски одинаковые

В: А вы помните, как правильно нужно измерять полоски меркой? Как?

Д: (Ответы детей.)

В: Верное, мерку нужно приложить так, чтобы края мерки и полоски совпали, с помощью карандаша, проводим линию по краю мерки. Далее прикладываем мерку уже к линии, отмеченной на полоске. После каждой отметки не забываем откладывать по 1 фишке.

А теперь, я предлагаю вам, самостоятельно измерить ваши отрезки, не забывая о том, что измерение начинается с края полоски. Края полоски и мерки должны совпасть, при следующем измерении мерка прикладывается к линии отмеченной карандашом.

Д: (Выполняют задание.)

В: Ребята, сколько раз у вас отложилась условная мерка на длинной полоске?

(У некоторых детей мерка отложилась 4 раза, у других 6 раз, т.к. условные мерки были разные, за ранее об этом детей не предупреждаем.)

Д: (4,6.)

В: Как вы думаете, почему мерки отложились по-разному?

Д: Мерки были разные

В: А давайте проверим, так ли это? А для этого нам нужно приложить мерки, одна на другую

Д: (Прикладывают условные мерки и узнают, что 1 мерка действительно меньше, чем другая.)

(В это время воспитатель кладет на стол конверт.)

В: Посмотрите как интересно! Маленькая мерка уложилась шесть раз, большая – четыре раза. Чем меньше мерка, тем большее количество раз она откладывается. Вы молодцы, хорошо постарались, взгляните, на столе появился конверт, давайте скорее его откроем и узнаем что же там!

Д: (Соглашаются и открывают конверт, в конверте лежит потерянная цифра.)

В: Вы справились с 1 заданием и к нам вернулась одна потерянная цифра. Назовите цифру? Кто соседи этой цифры? Объясните, почему эти цифры называют соседями? (Например, число 7 – «соседи» 6 и8, потому что 6 на один меньше 7, а 8 на один больше 7.)

Глеб, поставь найденную цифру на свое место в числовом ряду.

Д: (Ответы детей.)

В: «Разминка».

Чтоб головка не болела,

Ей вращаем вправо – влево. (вращение головой)

А теперь руками крутим –

И для них разминка будет. (вращение рук вперед и назад)

Тянем наши ручки к небу,

В стороны разводим. (руки вверх и в стороны)

Повороты вправо – влево,

Плавно производим. (повороты влево и вправо)

Наклоняемся легко,

Достаем руками пол. (наклоны вперед)

Потянули плечи, спинки

А теперь конец разминке. (дети садятся на места)

В: Пришло время для 2 задания. Для этого задания понадобиться ширма и ваша внимательность. Садитесь на свои места. Сейчас я буду ударять молоточком несколько раз, вы должны сосчитать количество ударов, а затем хлопнуть в ладоши столько раз, сколько услышите ударов молоточком.

Д: (Сели на свои места и приготовились внимательно слушать удары.)

(Это упражнение проводится несколько раз, если у детей хорошо получается, можно пригласить ребенка в качестве ведущего.) Можно усложнить задание, хлопнуть на один раз больше, чем услышали звуков.

В: Вы были очень внимательны! (раздается стук в дверь тук, тук, тук) Ребята, вы слышали, кто-то стучался? Давайте посмотрим, кто пришел к нам в гости?

Д: Да.

В: Посмотрите, никого нет, вы ничего не замечаете?

Д: (Находят письмо, открывают его, там лежит цифра.)

В: Вы справились и с 2 заданием и к нам вернулась еще одна потерянная цифра. Назовите цифру? Кто соседи этой цифры? Объясните, почему эти цифры называют соседями?

Аня, поставь найденную цифру на свое место в числовом ряду.

Д: (Ответы детей.)

В: Осталось последнее задание, давайте же скорее его выполним!

Д: Да!

В: Для выполнения этого задания нам с вами нужно встать в круг. Сейчас я буду кидать вам в руки мяч и задавать вопросы, вы должны на них дать правильный и четкий ответ, что бы все услышали его.

Д: (Встают в круг.)

В: - Какое сейчас время года?

- Сколько весенних месяцев? Назовите их.

- Назови зимние месяцы.

- Какой месяц идет после января?

- Сколько дней в неделе?

- Какой день недели сегодня?

- Какой был вчера?

- Какой день недели будет завтра?

- Назовите выходные дни.

- Назовите второй день недели?

- Назовите какой сейчас месяц?

Д: (Ловят мяч и отвечают на вопросы.)

В: И с этим заданием вы отлично справились, но где же еще одна цифра?

Д: (Ищут глазами конверт с потерянной цифрой.)

В: Этой цифры нигде нет, она хорошо спряталась и чтобы ее найти нужно отгадать загадку!

У Сережи карандашик
И еще один — у Даши.
Сколько же у малышей
На двоих карандашей?

Д: 2

В: Верно, посмотрите, где она спряталась (достает конверт, спрятанный под игрушкой), давайте скорее откроем его! Назовите цифру? Кто соседи этой цифры? Объясните, почему эти цифры называют соседями?

Арсений, поставь найденную цифру на свое место в числовом ряду.

В: Посмотрите, у нас получился целый числовой ряд, все потерянный цифры вернулись! Давайте еще раз попробуем посчитать его от 0 до 10, а потом наоборот от 10 до 0

Д: (Считают.)

В: На этот раз у вас получилось посчитать?

Д: Да.

В: Вам понравилось занятие? Что больше всего запомнилось?

Д: (Ответы.)