Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие по сказке Гуси-лебеди»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Учить слышать звук [э], обозначать его буквой э.
Задачи:
- Учить читать слова и предложения с новой буквой;
- Повторить и закрепить знания о звуках.
- Продолжать учить различать гласные и согласные.
- Закреплять умение находить местонахождение звука.
- Продолжать учить выполнять анализ слова: делить слова на слоги.
- Развивать устную речь, логическое мышление, внимание. Мелкую моторику пальцев рук.
- Воспитывать желание помощь слабым, доброжелательность, любовь и бережное отношение к окружающему миру.
- Способствовать развитию звукового и фонематического слуха
- осваивать приёмы логического мышления и образно выражать свои мысли
- Учить детей изготавливать книжки – малышки, показать разные способы соединения листов.
- Развивать фантазию, творческую активность.
- Воспитывать бережное отношение к книгам.
Оборудование: Дерево – яблоня, печка, речка, буква «Э», корзина с яблоками, письмо, пластилин, доска для лепки, салфетки, ширма, куклы Баба-Яга и Иванушка, задания на карточках, мольберт, цветные карандаши, тетради, ручки.
Содержание образовательной деятельности.
Дети сидят на стульчиках
Воспитатель: Сегодня ребята мы с вами отправимся путешествовать по сказке. А по какой сказке, вы должны угадать загадку?
«В сказке небо синее.
В сказке птицы страшные,
Яблонька спаси меня,
Реченька спаси меня.» (Гуси-лебеди.)
- Ребята нам пришло письмо от Алёнушки, она просит найти и спасти своего братца Иванушку, его гуси-лебеди унесли к Бабе-Яге.
- Поможем Алёнушке? (Да!)
- Чтобы начать путешествие по сказке, давайте скажем волшебные слова.
Ра-ра-ра – начинается игра,
Са-са-са-ждут в пути нас чудеса
Выбегает Яга под музыку. (Кукла за ширмой.)
Баба-Яга: (голос)
- Вы зачем сюда явились?
- Не отдам я вам Иванушку, не найдете вы его. (убегает Баба-Яга).
Воспитатель: Ребята, где живёт Баба-Яга? (В дремучем лесу, глухом, тёмном.)
Фонетическая зарядка:
В лесу воют волки У-У-У
Шелестят листья Ш-Ш-Ш
Ползают и свистят змеи С-С-С
- Что мы произнесли? (Звуки)
- Что такое звуки? ( Мы слышим и произносим.)
- Какие бывают звуки? (гласные, согласные.)
- Чем согласные звуки отличаются от гласных? (Те звуки, которые мы поём, называются гласными, воздух проходит свободно, ни где, не встречая преград.)
- Ребята, а давайте мы сейчас с вами отправимся в лес, а в лесу полно чудес. Чтобы мы не потерялись, пойдём цепочкой (держимся за руки, идём под музыку).
(Печка стоит)
Воспитатель: Смотрите в пути у нас печка стоит. Давайте спросим, может печка знает, куда гуси-лебеди Иванушку унесли?
Воспитатель и дети: Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка: Выполните мои задания, скажу.
Загадки:
Мимо рощи, мимо яра Сам вагон открыл нам двери,
Мчит без дыма и без пара В город лестница ведёт.
Паровозная сестричка, Мы своим глазам не верим:
Кто такая? (электричка) Все стоят, она идёт. (экскалатор)
К нам во двор забрался крот, Дом – стеклянный пузырёк,
Роет землю у ворот. И живёт в нём огонёк.
Тона в рот земли войдёт, Днём он спит, а как проснётся,
Если крот откроет рот. Ярким пламенем зажжётся.
(экскаватор) (электрическая лампочка)
- Какой звук встречается в каждой отгадке? ([э])
- Когда мы произносим звук [э], воздух свободно выходит изо рта.
- Произнесите: Э-Э-Э.
- Гласный или согласный звук [э]? (гласный)
Печка: Молодцы, ребята! Справились! По пути вам встретится дерево, оно подскажет, куда полетели гуси-лебеди.
Дети держась за руки, идут под музыку «змейкой».
Воспитатель: Ребята смотрите дерево?
- Что это за дерево? (Яблоня.)
- Давайте, спросим у яблони, куда гуси-лебеди Иванушку унесли?
Воспитатель и дети: Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Яблоня: Поиграйте в мою игру, тогда скажу (игра «Услышьте звук»)
Будем хлопать в ладоши один раз, если услышим звук [э] в начале слова, два раза – если в середине и три раза – если в конце.
Эмма, эхо, поэт, эра, поэма, эгоист, экран, поэзия, этика, этикет, этикетка, эскимо, эскалатор, эй, мэр, экология, этаж, энергия.
Яблоня: Молодцы, ребятки! Справились с заданием! По пути вам встретиться речка, спросите её, она вам подскажет, куда идти дальше.
Воспитатель: Ребятки, немножко отдохнём?
Физминутка:
Руки подняли и покачали (это деревья в лесу)
Руки согнули и тихо встряхнули (это деревья в лесу)
Руки подняли, плавно помашем (это к нам птицы летят)
Как они сидят, тоже покажем (руки положим назад).
Речка в пути стоит.
Воспитатель: Хорошо, смотрите ребятки мы до речки дошли, может речка знает, куда гуси-лебеди Иванушку унесли! Давайте спросим?
Воспитатель и дети: Речка, речка скажи, куда гуси-лебеди Иванушку унесли?
Речка: Чтобы меня пройти, надо выполнить моё задание.
Работа в тетрадях.
Речка: Молодцы, справились с заданием! Улетели гуси-лебеди к Бабе-яге.
Воспитатель: Вот мы и речку с вами прошли! Пойдёмте дальше.
Физминутка:
В тёмном лесу есть избушка (шагаем)
Стоит задом наперёд (поворот)
В той избушке есть старушка (наклоны)
Бабушка-Яга живёт (поворот обратно)
Нос крючком (показать нос)
Глаза большие (показать глаза)
Словно угольки горят
Ух, сердитая какая (грозим пальцем)
Дыбом волосы стоят.
- Ребята посмотрите, что это
На опушке на дорожке,
Стоит дом, на курьих ножках. (Изба)
Появляется Баба-Яга (игрушка)
Баба-яга: Ого, опять явились сюда, всё вам неймётся?
Воспитатель: Ну что Баба-яга, верни нам Иванушку!
Баба-яга: Ох, хитрые какие! Просто так хотите заполучить Иванушку?
Не выйдет! Сначала сыграйте со мной в игру «Доскажи словечко»
• Часто к озеру напиться ходит рыжая ….(лисица)
• Десять дней Айболит не ест, не пьет и не ….(спит)
• Динь-дон,динь-дон в переулке ходит ….(слон)
• На даче в лесу были разные птицы, сороки, стрижи, воробьи и ….(синицы)
• Лежебока рыжий кот, отлежал себе …. (живот).
А теперь «Раздели слова на слоги». Я вам буду показывать картинки, а вы будете называть слова, сколько слогов в этом слове, столько сделаете хлопков.
Воспитатель: Ребята, будьте внимательны. (дети выполняют хлопки).
• Избушка (3)
• Корзина (3)
• Иванушка (3)
• Печка (2)
• Яблоня (3)
• Старушка (3)
Баба-яга: Спасибо, вы порадовали меня и выполнили все задания, забирайте своего Иванушку!
Иванушка: Спасибо ребята, что вы меня спасли от злой Бабы-яги,
Вот яблоня передала яблоки, угощайтесь!
Воспитатель: Ребята, прежде чем мы съедим угощения, вспомните, что мы делали сегодня?
- Что понравилось вам?
- Какие задания показались интересными? (ответы детей).
- Молодцы, мне понравились ваши ответы, были активны.
А теперь давайте смастерим книжки малышки и нарисуем в них сказку «Гуси-лебеди».