«Развитие фонематического слуха у дошкольников»
Что такое фонематический слух, и каким образом он влияет на развитие речи? С помощью каких упражнений родители могут самостоятельно развивать фонематический слух своего малыша?
Фонематический слух - это различение на слух звуков речи.
При нормально развитом фонематическом слухе ребенок правильно различает звуки речи, благодаря чему, понимает смыл услышанного им, сказанного кем-то. Кроме того, при развитом фонематическом слухе малыш слышит себя, осознает, что он произносит слово неправильно, и пытается самостоятельно добиться правильного произношения звуков в словах.
При нарушении фонематического слуха ребенок неправильно, некорректно воспринимает некоторые звуки речи. Из-за этого он слышит не то, что ему сказали, а то, что он услышал, что-то очень приблизительно. Например, «игла», превращается во мглу, «лес» в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине».
Кроме того, несовершенство развития фонематического слуха является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок не только плохо различает на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Он просто не замечает, что неправильно произносит звуки. Становление у ребенка правильного звукопроизношения невозможно без полноценного восприятия звуков речи, без четкого их различения.
Важно, что недоразвитие фонематического слуха у детей влечёт за собой трудности в формировании фонематического восприятия, без которого невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа и синтеза, что явится впоследствии причиной нарушений чтения и письма. Поэтому недостаточность развития фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению. Дети с недоразвитием фонематического слуха читают медленно и с ошибками; при письме пропускают буквы, переставляют их местами, не дописывают одну-две буквы в конце слова.
Итак, фонематический слух является основой для понимания речи другого человека, контроля над собственной речью и правильного звукопроизношения, грамотного письма и чтения в дальнейшем.
Наибольший пик развития фонематического слуха выпадает на возраст 4-5 лет. У детей этого возраста наблюдается особая чувствительность к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для решения поставленной проблемы.
Работу с детьми-дошкольниками лучше проводить через игру. Цель игровых упражнений – научить ребенка слушать и слышать. Вскоре Вы заметите, что ребёнок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию, исправить дефектное произношение.
Система упражнений для развития фонематического слуха построена по принципу от простого к сложному и делится на несколько этапов. Выявив, на каком этапе малыш перестает справляться с заданиями, начинайте развивать навык фонематического восприятия с этого уровня.
Первый уровень - узнавание неречевых звуков и музыкальных инструментов. Этот этап является фундаментом и основой развития фонематического слуха. Этот этап нарушается не так часто, но бывает.
1. Игра «Слушать интересно» Нужны специальные картинки с изображением животных, разных предметов, а также аудиозаписи голосов животных, звуков природы и различных предметов. Ребенок находит картинку по звуку.
2.Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды (переливание из одной ёмкости в другую), шелест газеты, звон ложек. Предложите ребенку закрыть глаза или отвернуться и отгадать - что это звучало?
3.Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску... Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.
4. Игра «Музыкальные инструменты». Взять 3 инструмента, показать ребенку, как они звучат. Закрыть инструменты ширмой и предложить ребенку отгадать, что звучало. Можно усложнить игру инструкцией «Что сначала, что потом»
5.Игра «Шумелки». Вместе с малышом насыпьте в контейнеры от киндера сюрпризов или в закрывающиеся мыльницы крупу, пуговицы, скрепки по два одинаковых контейнера. Ребенок должен найти по звуку потряхиваемого контейнера, пару .
Второй уровень - различение звуков речи по тембру, силе, высоте. Умение повторить ритмический рисунок.
1.Игра «Громко-тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Вы говорите слово громко, ребенок хлопает. Говорите слово тихо, ребенок отвечает – топает
2. Игра «Самолетик летит высоко и низко» - У ребенка в руках бумажный самолет. Взрослый озвучивает полёт, произнося звук У. Если громко, то самолет летит низко, если тихо, то самолёт летит высоко.
3. Игра «Найди игрушку». Ребёнок выходит из комнаты. Взрослый прячет в комнате игрушку. Когда ребёнок возвращается в комнату, взрослый объясняет ему, что он поможет найти игрушку. Когда он подойдёт близко к спрятанной игрушке, взрослый будет громко хлопать в ладоши. Когда он отойдёт от неё, хлопать будет тише.
4. Игра «Скажи тихо, громко, как мышка, как мишка» - проводится по карточкам, на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
5. Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант - ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
6. Игра «Повторялки». Взрослый воспроизводит ритмический рисунок, ребенок повторяет. Сначала однородной, потом, согласно ритмическим рядам: сначала один удар. Потом два удара, потом три удара. Затем ритм усложняется: 2:1, 1:2. Затем отрабатываем разнородный ритм: удар по барабану- удар по столу; 2 удара по столу -удар по коленям. Отработать ритм с визуальной опорой. Затем без нее.
7. Игра «Определение кол-ва звучаний» Соотнесение количества звуков с цифрой, с количеством предметов. На занятиях по подготовке к обучению грамоте проводится игра «Произнеси столько раз звук, сколько раз ударит молоток (прогудит дудочка)»
Третий уровень – различение длинного и короткого слова. На первых этапах необходимо брать слова с визуальной опорой состоящих из одного (это короткие слова) и множества (трех, четырех) слогов. В начале отработки этого этапа можно слова отхлопывать или разводить руки в стороны, показывая длину слова.
1. Игра «Выбери дорожку» - перед ребенком длинная и короткая ленты. Взрослый называет слова, состоящие из одного или множества слогов, ребенок выбирает, на какую ленту ему встать.
2. Игра «Слушай, выбирай». У ребенка фишки, перед ним на столе длинная и короткая полоски бумаги. Взрослый предлагает послушать слово и определить, длинное оно (звучит долго) или короткое (звучит недолго). Услышав слово, ребенок кладет фишку соответственно под длинную или короткую полоску.
Можно использовать гольфы и носки, банки, домики разной высоты, машины разной длины.
Четвертый уровень - различение сходных по звучанию слов.
1.Игра «Слышишь слово – хлопай». Взрослый называет различные слова, сходные по звучанию (ком, том, сом, дом). Услышав нужное слово, ребенок хлопает в ладоши.
2. Игра «Хлопалка». Перед ребенком картинка с нужным словом. Взрослый называет слова, похожие на слово на картинке (даже не существующие). Услышав правильное слово, ребенок хлопает по картинке.
3.Игра «Где было слово?». Перед ребенком три стакана (сквиша, миски). Каждому стакану «присваивается слово» (это кот, это мот, это кит). Где было слово кит.
4. Игра «Выложи правильную последовательность». Перед ребенком картинки со словами-квазиомонимами. Взрослый называет цепочку из трех-четырех слов, ребенок запоминает и выкладывает дорожку.
Пятый уровень - различение слогов.
1.Игра «Если услышишь…» Взрослый дает инструкцию: если слышишь слог КА – хлопай. Или, если КА – хлопай, если КУ – топай.
2. Игра «Где был слог?» Взрослый берет три стакана и дает им названия, например, это ЛА, это, ЛЫ, это ЛУ. Брось камешек где было ЛА.
3. Игра «Логопедическое прощание»
Шестой уровень - различение звуков.
- Игра «Поймай звук». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.
- Игра «Где был звук?» - аналогична игре «Где был слог?»
- Игра «Кто внимательный?» Оборудование: один символ звука или несколько. Взрослый называет гласные звуки. Ребёнок должен поднять соответствующие символы.