Индивидуальный план работы по самообразованию
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 «Белочка»
Индивидуальный план работы по самообразованию
Тема: «Мнемотехника – как эффективное средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Выполнил: Зиновьева Надежда Васильевна
- ФИО: Зиновьева Надежда Васильевна
- Должность: Воспитатель
- Образование: Средне-специальное
- Стаж педагогической работы: 40 лет
- 1 квалификационная категория
- Курсы повышения квалификации – 21 ноября 2019 года
- Дата начала работы над темой – сентябрь 2022 года
- Дата окончания работы – май 2023 года
Тема: «Мнемотехника – как эффективное средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста».
Актуальность темы: С вступлением в силу ФГОС ДО стали предъявляться требования к результатам освоения программы в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования воспитанник должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний.
Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Основная цель ФГОС ДО речевого развития это формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
Цель: Развитие связной речи старших дошкольников посредством мнемотехники.
Задачи:
1. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
2. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.
3. Создать условия для развития связной речи:
- Разработать и апробировать серию занятий с использованием мнемотехники
- Создать наглядный материал, включающий в себя приемы мнемотехники
4. Развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
Месяц | Формы работы | ||
С детьми | С родителями | С воспитателями | |
Сентябрь – ноябрь
| Знакомство с мнемотаблицей, мнемодорожкой, мнемотехническим запоминанием слов. Обучение составлению рассказа с использованием мнемотаблицы, являющейся зрительным планом изложения, развитие слухового внимания, зрительного восприятия, логического мышления, памяти. | Консультация «Что такое мнемотехника» | Консультация «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей» |
Декабрь – февраль
| Учить составлению описательного рассказа с использованием сенсорно – графического плана, развивать слуховое, зрительное внимание, мышление, учить составлению мнемодорожки. | Папка-передвижка «Использование мнемотехники дома» | Изготовление альбома «Мнемотаблицы для работы по сказкам» |
Март – май | Учить составлять мнемотаблицу по стихотворению, рассказывать стихотворение опираясь на мнемотаблицу; учить соотносить знаковые символы с образами; развивать внимание, память, мышление. | Совместный досуг «Вечер загадок» с использованием приемов мнемотехники | Отчет о проделанной работе по теме самообразование на итоговом педсовете |
Практические выходы:
Отчет о проделанной работе по теме самообразование на итоговом педсовете
Литература:
1. Большева Т.В.Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс, 2011
2. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» Сайт Mnemonikon (http://www.mnemotexnika.narod.ru) - Москва, 2007.
3. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. № 4. С. 102-115
4. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста - СПб, 2009
5. Явхута М.В., Маслова С.А. Обучение старших дошкольников пересказу посредством использования приемов мнемотехники [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2019 г.). – СПб.: Свое издательство, 2019. – С. 21-23.