Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю в дошкольном возрасте
Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю в дошкольном возрасте
Выполнила: воспитатель Щербакова М.А.
Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного воспитания подрастающего поколения.
Сегодня педагогика считает возможным и необходимым начинать воспитание нравственных чувств с раннего детства. Применительно к детям 6— 7 лет дошкольная педагогика определяет содержание патриотических чувств как желание больше узнать о своей стране, ее народах, как проявление симпатии и уважения к людям разных национальностей, интереса к некоторым историческим событиям. Также элементарное понимание общественной значимости труда людей, желание принять в нем посильное участие, бережное отношение к родной природе, умение видеть и беречь ее красоту, доступное участие в происходящих вокруг событиях общественной жизни. Важным условием в воспитания начал патриотических чувств является ознакомление детей с явлениями общественной жизни и организации их деятельности, направленной на формирование общественных мотивов поведения.
В педагогике благодаря работам А. П. Усовой, Е. И. Радиной, М. М. Кониной и др., накоплен богатый материал по ознакомлению дошкольников с социальной действительностью. Наиболее полно разработаны вопросы формирования представлений о труде взрослых (Е. И. Радина, В. Г. Нечаева, В. И. Логинова, И. Д. Власова, С. А. Котлярова, В. И. Глотова, Н. М. Крылова). Но хотелось бы сформировать у дошкольников отзывчивость, чуткость к явлениям социальной действительности. Психологами (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. Д. Левитов и др.) доказана возможность и необходимость формирования у дошкольников эмоционально положительного отношения к окружающему миру. Одним из средств, обеспечивающих эту возможность, является народное творчество (Н. Ф. Самсонюк, Р. Ш. Холикова).
В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. Народное творчество несет в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребенку. Произведения народного творчества могут служить эффективным средством формирования положительного, эмоционально окрашенного отношения к разным сторонам общественной жизни, воспитания любви к родному краю при следующих условиях: ‒ Если ознакомление с народным творчеством входит составной частью в общую систему ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни; ‒ Если осуществлен отбор произведений народного творчества, в наибольшей степени способствующих воспитанию начал патриотических чувств; ‒ Если у детей сформировано умение различать некоторые специфические и общие черты в творчестве разных народов. При отборе произведений народного творчества необходимо руководствоваться общими принципами: ‒ Соответствие задачам ФГОС; ‒ Доступность по форме и содержанию, привлекательность, яркость и эмоциональная насыщенность. ‒ Кроме этого, в произведениях должны найти отражение специфические черты национального искусства. Образное восприятие пословиц, сказок углубляется, если одновременно идет ознакомление детей с декоративными изделиями народного быта, национальным костюмом. И наоборот: восприятие произведений декоративного искусства углубляется, когда оно сопровождается приобщением к малым формам поэтического творчества, отображающим народный быт, обычаи и традиции.
Ведущими задачами при этом являются: ‒ Обогащение знаний детей о народном декоративном искусстве; ‒ Подведение детей к пониманию роли искусства в жизни человека; ‒ Формирование умения отмечать своеобразие национального декоративного искусства, его характерные особенности, а также общие черты. Формирование знаний, предлагаемые детям, можно разделить следующим образом: ‒ Характерные мотивы в русских орнаментальных узорах, особенности их компоновки и колорита. ‒ Специфически е особенности русских орнаментов: полихромность, наличие асимметричных узоров, наличие зооморфных, сюжетных мотивов, своеобразие дымковской, хохломской, городецкой, жостовской росписей — в русских узорах. ‒ Вариативность орнаментации на русских изделиях (платки, сарафан, рубаха, пояс). ‒ Эстетическая ценность произведений народного искусства: нарядность, красота, яркость, привлекательность, утилитарное значение декоративных изделий. Серия общеразвивающих ситуаций по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством русского народа поможет подвести детей к пониманию: ‒ самобытности, своеобразия русского народного декоративного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение); ‒ связи содержания орнамента с окружающей природой; ‒ связи искусства с бытом и жизнью народа; ‒ преемственности традиций народного искусства. Для того, чтобы обеспечить перенос знаний в самостоятельную деятельность, необходимо формировать конкретные умения и навыки воспроизведения характерных особенностей народных узоров (мотив, композиция, цветовое решение). У детей необходимо формировать приемы рисования и вырезывания простейших элементов русского орнамента. Необходимо уделять внимание различным творческим заданиям, которые ставят детей перед необходимостью применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности: «Русские узоры», «Нарядный платок для куклы Маши», «Украсим рубаху для куклы Вани» и другие, можно предложить выполнить коллективную работу по декоративному рисованию и аппликации по мотивам народного орнамента для украшения групповых комнат и зала для музыкальных занятий. Таким образом, самостоятельная деятельность детей будет строиться на основе полученных знаний и в то же время требовать новых. Создается система зависимостей полученных знаний и деятельности, которая обеспечивает переход на новый этап. Все это становится предпосылкой воспитания устойчивого интереса к народному искусству, понимания его ценности и необходимости для людей, формирования чувства симпатии к народу — творцу талантливых произведений. Естественно, что интерес и любовь к искусству народов родной страны становится частью чувства любви к Родине.
Ознакомление детей с декоративным искусством должно проходить в единстве с приобщением их к особенностям традиций, обычаев, труда, быта народа, нашедших отражение в произведениях фольклора. Посредством сказок дети знакомятся с жизнью народа в прошлом. Это определяет и методику занятия: включение в беседу по произведению вопросов, ответы на которые требуют акцентирования на нравственных качествах героев («Каким ремеслом занимался народ?», «Как об этом сказано в сказке?», «В какую одежду был одет герой сказки?»).
Особое значение имеет приобщение детей к волшебным и героическим сказкам. Идейное содержание этих сказок — подвиги героев во имя освобождения родной земли, своего народа от зла и насилия, от врагов и чужеземных захватчиков — способствует раскрытию идей патриотизма, лучшему пониманию детьми художественных произведений о подвигах русских воинов.
Тщательной продуманности и четкости требуют вопросы при обсуждении героических сказок (Против кого боролся герой? Была ли его борьба правильной, справедливой? Почему народ помогал герою? Как благодарил народ героя — освободителя?). При ознакомлении детей с родным краем целесообразно сравнить современную жизнь с изображенной в сказках. Чтобы дети не только поняли произведение, но и прочувствовали его, следует использовать разные методы ознакомления с этим произведением (рассказывание с иллюстрациями и без них, инсценировка, кукольный театр). Особо необходимо отметить необходимость создания условий для разнообразной творческой деятельности детей, отражающей впечатления, полученные от восприятия фольклорных произведений: придумывание сказок, загадок, рисование на темы любимых сказок, их драматизация. Цель проводимых занятий: — вызвать у детей 6–7 лет устойчивый и глубокий интерес к произведениям народного творчества. Это должно проявляться в желании продолжить занятие, обсудить его с воспитателем, родителями, сверстниками; в увеличении числа вопросов и поиске ответов на них; в самостоятельном и инициативном выделении народных мотивов в современной одежде, предметах быта, украшениях. Появление интереса детей к различным образцам народного творчества может рассматриваться как показатель зарождающегося чувства любви к родному краю, его истории, природе, труду людей.
Старших дошкольников на ряду с усложнением других видов устного творчества знакомила с более сложным фольклорным материалом – былинами, сказаниями.
С целью развития чувства любви, гордости к родному краю приводились беседы о том, что в России (нашей родине) есть народные мастера, умельцы, которые вышивают, выжигают, чиканят, мастерят. Именно поэтому мной и моей коллегой был создан проект «Богатство Южного Урала в сказах П.П.Бажова».
На занятиях мы с детьми превращались в таких народных мастеров, умельцев и изготовляли свои творческие работы, например: украшали посуду художественной росписью, лепили из соленого теста, а затем расписывали работы. Так же дети участвовали в создании проекта по сказам П. Бажова, создавали макеты, фигуры героев сказов.
Так же широко использую в своей работе народные игры, песни, хороводы, тем самым привлекаю внимание воспитанников к мыслям о том, что у каждого народа есть свои национальные игры, песни их надо знать и уметь их использовать в повседневной жизни. Через эти игры, песни, хороводы детям прививаются такие понятия как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родному краю. Это такие известные всем игры, песни, хороводы как: «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Кошки-мышки», «Жмурки», «Заинька», «Тень-тень-потетень», татарские народные игры «Лис и курочки» «Скок-перескок».
Не забываю и про календарные праздники: «Масленица», непременным атрибутом которых являются различные забавы, где дети опять же соприкасаются с национальными традициями.
Ведётся и работа с родителями, им даю задание, например, обшить кукол в народные костюмы для национального уголка, так же родители приняли активное участие в конкурсе мини-музея «Уральске промыслы».
В работе по данной теме использую наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий); словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть стихов, потешек, песенок, игр-забав); игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры); практический метод (изготовление поделок, творческих работ).