Проект "Масленица Широкая"
Проект по патриотическому воспитанию
«Масленица широкая
Вид проекта:
познавательно - творческий , краткосрочный . Продолжительность проекта :
1неделя Участники проекта :
Воспитатель, дети дошкольной группы ( 4-6 лет ) , родители .
Актуальность проекта:
Россия богата своими традициями, но мы видим тенденцию к тому, что в наше время стали уходить в прошлое знания о народных гуляниях, когда праздники отмечали не только в своей семье, а целыми улицами, деревнями. Наши дети не видят примера от своих родителей.
Масленица – один из ярких и веселых народных праздников, происходящий в конце зимы, всегда отмечался, шумно с блинами, ярмарками и скоморохами. Поэтому этот праздник оставляет светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети знакомятся с национальной культурой и народными традициями, приобретают знания о смене сезонов, узнают новые народные песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям русского народа.
Цель:
Воспитывать патриотизм, основанный на традициях русского народа.
Задачи:
• Развивать интерес к русским народным традициям;
• Расширять представления детей о русском обрядовом празднике «Масленица»;
• Познакомить с различными жанрами устного народного творчества.
• Развивать художественно – творческую деятельность дошкольников в рисовании городецкой росписи.
• Содействовать формированию сотрудничества детского сада и родителей воспитанников ;
• Формировать любовь к Родине, ее традициям.
Реализация проекта через образовательные области:
Познавательное развитие:
НОД , беседы , дидактически игры , совместная деятельность , загадывание загадок .
Речевое развитие : Чтение художественной литературы ,заучивание .
Социально – коммуникативное развитие:
Тематические беседы , просмотр мультимедийной презентации , просмотр мультфильмов.
Художественно – эстетическое развитие: Изобразительная деятельность , прослушивание русской народной музыки , совместный праздник детей и их родителей.
Физическое развитие : Подвижные игры , хороводные игры , народные игры -забавы . Предполагаемые результаты :
- Сформированы представления детей о русском обрядовом празднике «Масленица»;
- Имеют представление о различных жанрах устного народного творчества, народных праздниках, играх;
- Владеют знаниями масленичной кухни;
- Сформированы навыки рисования городецкой росписи;
Продукт проектной деятельности:
- Оформление выставки рисунков «Масленица»;
- Составление сборника семейных рецептов «Блинный пир на весь мир»;
- Совместный праздник детей и их родителей «Масленица широкая».
Этапы проекта:
1.Подготовительный этап (информационно-накопительный) :
• Разработка содержания проекта, составление плана работы;
• Подбор информационного материал для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями);
•Подготовка методического материала (конспекты НОД, игр, совместной деятельности, т.д.)
• Подбор материалов для продуктивной деятельности;
•Анкетирование родителей «Народные праздники дома» .
2.Основной этап (организационно-практический):
Понедельник - « Встреча гостей » - Беседа о значении названия « Встреча гостей »- ходили к друг другу в гости
- Просмотр мультимедийной презентации «Масленица »; - Совместная деятельность - рисование «Тарелочка для блинов » ( по городецкой росписи ) ; - Отгадывание загадок о зиме и весне .
Вторник - «Заигрыш»
-Беседа о значении названия «Заигрыш» - начинались катания на санях, лошадях
-Заучивание закличек, загадок, частушки, пословиц о Масленице ;
- Разучивание песни «Ой, блины мои блины...»;
-Народная игра - забава «Кто быстрее на метле?»;
-Хороводная игра «Едет Масленица»;
- Подвижные игры: «Гори, гори ясно», «Ручеёк».
- Памятка для родителей «Традиции празднования Масленицы в России»;
Среда - «Лакомка »
- Беседа о значении названия «Лакомка»- пекли и вдоволь ели блины ; - Беседа «Значение и символика блинов»;
- Народная игра-забава «Блинная эстафета»;
- Рисунки на снегу ;
- Родителям предложить создать сборник рецептов «Блинный пир на весь мир »;
-Чаепитие с блинами ( родители , сотрудники )
Четверг - «Разгуляй», Суббота «Золовкины посиделки»
-Беседа о значении названия «Разгуляй» - можно пошуметь, развлечься , поиграть; « Золовкины посиделки» - навещали сестер мужа ;
- Рисования на тему «Госпожа Масленица»
- Оформление выставки детских рисунков;
- Слушание народных песен «Как на масленой неделе», т.д.;
- Просмотр мультфильма из серии « Смешарики » . « Масленица »; - Народные игры - забавы « Ручеёк » , « Звонарь » ; - Хороводная игра « Заинька , попляши ».
Пятница - «Тёщины вечёрки» , Воскресенье «Прощённый день».
- Беседа о значении названий «Тёщины вечёрки» - ходили к тёще на блины и «Прощённый день » - все просят друг у друга прощение ;
- Народная игра-забава «Снежный тир»;
- Инсценирование стихотворения С.Михалкова «Как мужик корову продавал » .
3. Заключительный:
- Совместный праздник детей и их родителей « Масленица широкая».
Обобщени : Входе реализации проекта воспитанники нашей группы познакомились с историей народного праздника Масленица , узнали о праздновании Масленицы в древней Руси и настоящее время. Дети с удовольствием заучивали песни , заклички , загадки , поговорки о Масленице . На прогулке дети с удовольствием играли в народные игры - забавы ; водили хороводы . Родители наших детей приняли активное участие в составлении книги рецептов , в организации и проведении праздника на участие детского сада . Проект был направлен на воспитания патриотических чувств через знакомство с национальной культурой и традициями , на расширение знаний о народном празднике Масленица .
Литература : «Окружающий мир » В.Ю.Дьяченко ; «Знакомство дошкольников с народной культурой »А.Я.Чебан , Л. Л. Бурлакова ; «Календарные и народные праздники в детском саду » Г.А.Лапшина; «Бабушкины забавушки »Л.Н.Карпова ; «Народные праздники в детском саду 5-7 лет »М. Б . Зацепина.