Опыт работы «Формирование основ безопасности правил дорожного движения у старших дошкольников»

Васьковская Наталья Николаевна

Я, Васьковская Наталья Николаевна, воспитатель подготовительной к школе группы МБДОУ «Детский сад № 16 общеразвивающего вида г. Новозыбкова», хочу предложить Вашему вниманию опыт своей работы по теме: «Формирование основ безопасности ПДД у старших дошкольников». Мой педагогический стаж и стаж работы в детском саду – 10 лет.

Работать над этой темой я начала с сентября 2021 года. Она была взята мною не случайно.

Сегодня, в соответствии с ФГОС, детский сад должен обеспечить своим воспитанникам качественное образование, высокий уровень культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого нужно уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения.

Я выбрала эту тему, потому что считаю ее актуальной и жизненно необходимой для современных детей. Важно, как можно раньше научить детей правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Обучение правилам дорожного движения в детском саду – это жизненная необходимость, поэтому различные мероприятия по обучению и актуализации у детей ПДД так важно в учреждениях дошкольного образования.

Цель работы: формировать и систематизировать знания детей о   правилах дорожного движения у старших дошкольников.

Для достижения   цели, мною были поставлены следующие задачи:

Образовательные:

-продолжать  знакомить детей с правилами дорожного движения;

- уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения;

- Сформировать умения применять полученные знания в жизни;

Развивающие:

- развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

-развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности.

Воспитательные:

- воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте;

- воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.

Основная работа по выбранной теме ведется на основании Общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». ФГОС под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2014года издания. Так же в своей работе применяю идеи и рекомендации и других авторов: Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина” Основы безопасности детей дошкольного возраста”; Шорыгина Т. А. “Осторожные сказки”, методическое пособие К.Ю. Белой «Формирование основ безопасности у дошкольников».

Для реализации поставленной цели и задач, я начала свою работу в этом направлении с изучения семей воспитанников, узнала запросы, потребности, взгляды на данную проблему. Результаты анкетирования родителей на тему безопасности дорожного движения показали, что почти 80% опрошенных понимают важность, но не уделяют особого внимания обучению детей правилам дорожного движения дома, а 29% родителей сами часто нарушают эти правила.

В первую очередь, я в своей группе организовала предметно-пространственную развивающую образовательную среду, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС:

·​ насыщенность среды - представлена в виде дидактических, сюжетно-ролевых игр, пособий, макетов;

·​ трансформируемость –уголок ПДД перестраивается в автомастерскую, автозаправочную станцию, автосалон и др.;

·​ полифункциональность - при использовании данных пособий закрепляются знания о видах транспорта, частях дороги, видах пешеходных переходов, развиваются сенсорные эталоны, речевое развитие.

·​ вариативность - повторяются правила поведения на дороге в разное время года, идет сравнение.

·​ доступность

·​ безопасность

В группе был оборудован уголок ПДД с макетом улицы с дорожными знаками и разметками; подготовлены атрибуты  для СРИ «Водители и пешеходы», «Регулировщик»; плакат «ПДД»; дидактические игры «Назови одним словом», «Можно-нельзя»; кейс-лепбук «Азбука дорожного движения», лото «Дорожные знаки»; литература и фотоальбом «Мы на улицах нашего города».

Для реализации поставленных  задач я  использую, как традиционные приемы работы с детьми (словесные: беседы: «Машины на нашей улице», «А если светофоры исчезнут?», «Для чего нужна дорога?», «Кто такие пешеходы и пассажиры?», чтение художественных произведений С. Михалков «Светофор», М. Пляцковский «Светофор», А. Северный «Три чудесных цвета», Я. Пишумов «Азбука города», «С.Михалков «Моя улица»; В.Берестов «Про машину»; Э. Мошковская «Я тоже буду шофером»; С. Михалков «Если свет зажегся красный…», использование фольклорных материалов; наглядные : презентации, плакаты, сюжетные картинки; игровые: СРИ, подвижные игры «Водитель и пешеходы ), так и инновационные современные (информационно- коммуникативные (мультфильмы, познавательные фильмы, презентации), здоровьесберегающие и др.).

Особое внимание в своей работе я уделила использованию современных технологий работы с детьми и родителями таких, как образовательное путешествие и кейс –технология. Это наиболее запоминающиеся и результативные формы работы по ПДД, где дети являются активными участниками.

Образовательное путешествие отличается от обычной экскурсии тем, что предполагает самостоятельное наблюдение, исследование, которое предшествует работе с готовой информацией. Это позволяет получить собственные живые знания. С помощью образовательного путешествия мы создали в группе книгу «Дорожная азбука Новозыбкова», где собраны фотоматериалы и рассказы про дорожные знаки, светофоры, перекрестки разметки в нашем городе, виды транспорта. Одним из положительных результатов такой технологии является совместная работа детей и заинтересованных родителей.

Кейс-технология – это интерактивная технология для обучения ПДД на основе реальных ситуаций. Дети с помощью кейса изучают опасные ситуации на дороге и решают, как нужно действовать. В группе я создала кейсы по темам: «Азбука дорожного движения», «Безопасность детей на дороге», книгу «Дорожная азбука Новозыбкова »
В данных игровых пособиях представлены дидактические игры, картотеки проблемных ситуаций, сказок, наборы сюжетных картинок и раскрасок.
Ребятам очень интересно играть с кейсами группами так, как они могут обмениваться информацией решать проблемные ситуации, поставленные перед ними самостоятельно.
 Главным фактором в обучении ребенка правилам дорожного движения является личный пример взрослого. Поэтому я стараюсь как можно чаще сотрудничать с родителями(беседы, буклеты, памятки, папки-передвижки, консултации)

Таким образом, формирование основ безопасности  ПДД у дошкольников— это систематический и целенаправленный процесс, в ходе которого обучаемые получают знания, умения и навыки, необходимые для безопасного движения.