Использование чистоговорок в работе с детьми дошкольного возраста.
Описание опыта работы
воспитателя МБДОУ – детский сад № 5 п.г.т. Погар первой квалификационной категории Погуляй Татьяны Ивановны
Тема: Использование чистоговорок
в работе с детьми дошкольного возраста
В современном мире, несомненно, невозможно жить без гаджетов (сотовых телефонов, телевизоров, компьютеров, ноутбуков, планшетов и т. д). Хотя, с одной стороны, их польза неоценима и очень важна. Однако, с другой стороны, все они играют противоположную роль в жизни подрастающего поколения. Практически все дети дошкольного возраста любят играть в компьютерные игры, что может привести к ряду психологических причин (напряженность, эмоциональная неуравновешенность, озлобленность, агрессия). Так же происходит задержка речевого, физического развития, нарушение осанки, зрения.
Я хотела бы остановиться еще на одном, очень важном, на мой взгляд, минусе современных технологий. Это лишение ребенка живого общения, и как следствие всего, нарушение коммуникативных навыков.
Ни для кого не секрет, что речь современных детей, желает быть лучше.
Речь - это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я столкнулась с такой проблемой, что дети 5-6 лет, как правило, имеют обширный словарный запас, умеют пересказывать короткие произведения, хорошо запоминают стихи, но иногда речь детей недостаточно четкая и внятная.
Преодолеть эти недостатки мне помогают чистоговорки.
Чистоговорки – это короткие фразы, построенные таким образом, что в первой части трижды повторяется один слог, а вторая часть представляет собой два-четыре слова, рифмующиеся с первой частью (Н-р: ра-ра-ра, начинается игра).
Цель опыта: развивать все стороны речи ребёнка - фонематический слух, звукопроизношение, речевое дыхание, грамматику и связную речь; учить детей правильно произносить все звуки, отрабатывать дикцию.
Задачи:
1. Закрепить правильное произношение звуков
2. Развивать восприятие темпа и ритма.
3. Развивать навыки управления силой голоса.
4. Отрабатывать правильный темп, интонационную выразительность речи.
5. Отрабатывать четкость дикции.
6. Обогащать словарный запас.
7. Развивать чувство рифмы.
8. Развивать внимание.
9. Развивать память.
В своей работе чистоговорки я использую во всех видах детской деятельности (на занятиях, в режимных моментах, на прогулках, в процессе индивидуальной работы, а так же в игровой, свободной самостоятельной деятельности детей). Тематическая направленность чистоговорок очень велика. Мною составлены картотеки чистоговорок в соответствии с комплексно тематическим планом.
После первичного знакомства с чистоговоркой начинается основная работа по её лучшему запоминанию и проговариванию. Для этого имеется несколько приемов.
1. Абсолютно любую чистоговорку можно пропеть. Особенно детям нравится петь, изображая известных животных. Здесь тоже очень много вариантов: например как медведь (грубым голосом), или как лисичка (хитро и лукаво), или как мышка (писклявым голоском), или как котёнок (ласково и нежно) и т.д. Важно предоставить детям возможность самим решить, какое животное они будут изображать следующим.
2. Инсценировка. Этот приём очень любим детьми, однако следует помнить о том, что не все чистоговорки можно «показать», инсценировать. По - этому необходимо заранее всё продумать и отобрать подходящие. Дети могут показывать чистоговорку все сразу, одновременно, а педагог в это время произносит слова, наблюдает за малышами и выбирает особо старательного. Или другой вариант – один ребёнок выступает в роли актёра, показывая инсценировку, а остальные ребята (они же зрители) громко, хором проговаривают чистоговорку. Причём в роли актёра должен побывать по очереди каждый ребёнок. Следовательно, чистоговорка будет произнесена как минимум, столько раз, сколько детей в группе. Этот приём, как и предыдущий, раскрепощает детей, раскрывает их актёрские способности.
3. Ответь на вопрос. Работа в этом ключе подразумевает, что чистоговорка может быть не только великолепным упражнением для укрепления артикуляционного аппарата, но и служить богатейшим материалом для многочисленных размышлений дошкольника: о чём (о ком) повествует эта чистоговорка? Бывает ли такое на самом деле? Почему? Сколько слов в предложении? Значение, какого слова вам не понятно? Какой звук здесь встречается чаще других? Как можно охарактеризовать этот звук? Важно выслушать всех желающих высказаться. Ответы – рассуждения на подобные вопросы развивают мышление детей, учат их выдвигать гипотезы, обогащают словарный запас малышей, учат различать звуки речи на слух, помогают овладеть звуковым анализом слов, подготавливают к освоению школьной грамоты.
4. Диалог. В проговаривании чистоговорки участвуют два человека, между ними происходит диалог. Важно, чтобы каждая пара детей стремилась произнести чистоговорку как можно чётче и лучше, при этом эмоционально обыграв задуманную по ситуации роль (дворовых бабушек – сплетниц, давних друзей, животных, и других).
5. Зеркало. Дети, как в предыдущем приёме, группируются по парам. Один ребёнок в паре изображает человека, стоящего перед зеркалом, и он должен произносить чистоговорку, широко открывая рот и чётко выговаривая каждый звук; второй ребёнок стоит лицом к лицу к первому и изображает зеркало, а точнее – зеркальное отражение. Его задача – беззвучно, одними губами, точно повторить текст. Затем следует поменяться ролями. Для данного приёма, который великолепно развивает внимание дошкольников подходит любая чистоговорка, лишь бы она была интересна детям.
6. Аудио повтор. Чистоговорка записывается на магнитофон. Педагог сам решает, сколько раз и в каком темпе будут звучать слова и предложения. Задача ребят – повторять воспроизводимый текст. Можно записать на магнитофон голос самих детей и устроить конкурс – у кого лучше получается проговаривание. Услышать себя со стороны будет не только занятно, но и полезно.
7. Иллюстрация. Этот способ ещё называется «Зарисовка». Его лучше использовать в качестве домашнего задания. И здесь нам на помощь приходят родители, которые с удовольствием записывают изученную чистоговорку на отдельном листе и вместе с детьми делают к ним иллюстрацию. При этом, не имеет значения есть у ребёнка способности к изобразительной деятельности или нет. Каждый ребёнок рисует так, как умеет, а помощь мам, пап, бабушек, дедушек, братьев и сестёр только приветствуется. Таким образом, у ребят формируется своя книга с чистоговорками. Этот приём развивает воображение, даёт бескрайний простор для творчества.
При систематическом использовании чистоговорок в работе с детьми отмечается: интерес детей именно к этому фольклорному жанру (они с нетерпением ждут, когда я начну читать чистоговорку), повышение уровня настроения из-за шуточного содержания чистоговорок, лёгкость запоминания текста чистоговорок, благодаря повторению слов.
Ежедневное проговаривание чистоговорок развивает не только правильное произношение, но и слуховое восприятие, фонематический слух, чёткость дикции, выразительность и темп речи, коммуникативные навыки, обогащает новыми интересными знаниями. Дети учатся отличать слова-действия (глаголы) и слова-признаки (прилагательные), запоминают цвета и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy_opisanie_opyta_raboty_.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы
воспитателя МБДОУ – детский сад № 5 п.г.т. Погар первой квалификационной категории Погуляй Татьяны Ивановны
Тема: Использование чистоговорок
в работе с детьми дошкольного возраста
В современном мире, несомненно, невозможно жить без гаджетов (сотовых телефонов, телевизоров, компьютеров, ноутбуков, планшетов и т. д). Хотя, с одной стороны, их польза неоценима и очень важна. Однако, с другой стороны, все они играют противоположную роль в жизни подрастающего поколения. Практически все дети дошкольного возраста любят играть в компьютерные игры, что может привести к ряду психологических причин (напряженность, эмоциональная неуравновешенность, озлобленность, агрессия). Так же происходит задержка речевого, физического развития, нарушение осанки, зрения.
Я хотела бы остановиться еще на одном, очень важном, на мой взгляд, минусе современных технологий. Это лишение ребенка живого общения, и как следствие всего, нарушение коммуникативных навыков.
Ни для кого не секрет, что речь современных детей, желает быть лучше.
Речь - это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я столкнулась с такой проблемой, что дети 5-6 лет, как правило, имеют обширный словарный запас, умеют пересказывать короткие произведения, хорошо запоминают стихи, но иногда речь детей недостаточно четкая и внятная.
Преодолеть эти недостатки мне помогают чистоговорки.
Чистоговорки – это короткие фразы, построенные таким образом, что в первой части трижды повторяется один слог, а вторая часть представляет собой два-четыре слова, рифмующиеся с первой частью (Н-р: ра-ра-ра, начинается игра).
Цель опыта: развивать все стороны речи ребёнка - фонематический слух, звукопроизношение, речевое дыхание, грамматику и связную речь; учить детей правильно произносить все звуки, отрабатывать дикцию.
Задачи:
1. Закрепить правильное произношение звуков
2. Развивать восприятие темпа и ритма.
3. Развивать навыки управления силой голоса.
4. Отрабатывать правильный темп, интонационную выразительность речи.
5. Отрабатывать четкость дикции.
6. Обогащать словарный запас.
7. Развивать чувство рифмы.
8. Развивать внимание.
9. Развивать память.
В своей работе чистоговорки я использую во всех видах детской деятельности (на занятиях, в режимных моментах, на прогулках, в процессе индивидуальной работы, а так же в игровой, свободной самостоятельной деятельности детей). Тематическая направленность чистоговорок очень велика. Мною составлены картотеки чистоговорок в соответствии с комплексно тематическим планом.
После первичного знакомства с чистоговоркой начинается основная работа по её лучшему запоминанию и проговариванию. Для этого имеется несколько приемов.
1. Абсолютно любую чистоговорку можно пропеть. Особенно детям нравится петь, изображая известных животных. Здесь тоже очень много вариантов: например как медведь (грубым голосом), или как лисичка (хитро и лукаво), или как мышка (писклявым голоском), или как котёнок (ласково и нежно) и т.д. Важно предоставить детям возможность самим решить, какое животное они будут изображать следующим.
2. Инсценировка. Этот приём очень любим детьми, однако следует помнить о том, что не все чистоговорки можно «показать», инсценировать. По - этому необходимо заранее всё продумать и отобрать подходящие. Дети могут показывать чистоговорку все сразу, одновременно, а педагог в это время произносит слова, наблюдает за малышами и выбирает особо старательного. Или другой вариант – один ребёнок выступает в роли актёра, показывая инсценировку, а остальные ребята (они же зрители) громко, хором проговаривают чистоговорку. Причём в роли актёра должен побывать по очереди каждый ребёнок. Следовательно, чистоговорка будет произнесена как минимум, столько раз, сколько детей в группе. Этот приём, как и предыдущий, раскрепощает детей, раскрывает их актёрские способности.
3. Ответь на вопрос. Работа в этом ключе подразумевает, что чистоговорка может быть не только великолепным упражнением для укрепления артикуляционного аппарата, но и служить богатейшим материалом для многочисленных размышлений дошкольника: о чём (о ком) повествует эта чистоговорка? Бывает ли такое на самом деле? Почему? Сколько слов в предложении? Значение, какого слова вам не понятно? Какой звук здесь встречается чаще других? Как можно охарактеризовать этот звук? Важно выслушать всех желающих высказаться. Ответы – рассуждения на подобные вопросы развивают мышление детей, учат их выдвигать гипотезы, обогащают словарный запас малышей, учат различать звуки речи на слух, помогают овладеть звуковым анализом слов, подготавливают к освоению школьной грамоты.
4. Диалог. В проговаривании чистоговорки участвуют два человека, между ними происходит диалог. Важно, чтобы каждая пара детей стремилась произнести чистоговорку как можно чётче и лучше, при этом эмоционально обыграв задуманную по ситуации роль (дворовых бабушек – сплетниц, давних друзей, животных, и других).
5. Зеркало. Дети, как в предыдущем приёме, группируются по парам. Один ребёнок в паре изображает человека, стоящего перед зеркалом, и он должен произносить чистоговорку, широко открывая рот и чётко выговаривая каждый звук; второй ребёнок стоит лицом к лицу к первому и изображает зеркало, а точнее – зеркальное отражение. Его задача – беззвучно, одними губами, точно повторить текст. Затем следует поменяться ролями. Для данного приёма, который великолепно развивает внимание дошкольников подходит любая чистоговорка, лишь бы она была интересна детям.
6. Аудио повтор. Чистоговорка записывается на магнитофон. Педагог сам решает, сколько раз и в каком темпе будут звучать слова и предложения. Задача ребят – повторять воспроизводимый текст. Можно записать на магнитофон голос самих детей и устроить конкурс – у кого лучше получается проговаривание. Услышать себя со стороны будет не только занятно, но и полезно.
7. Иллюстрация. Этот способ ещё называется «Зарисовка». Его лучше использовать в качестве домашнего задания. И здесь нам на помощь приходят родители, которые с удовольствием записывают изученную чистоговорку на отдельном листе и вместе с детьми делают к ним иллюстрацию. При этом, не имеет значения есть у ребёнка способности к изобразительной деятельности или нет. Каждый ребёнок рисует так, как умеет, а помощь мам, пап, бабушек, дедушек, братьев и сестёр только приветствуется. Таким образом, у ребят формируется своя книга с чистоговорками. Этот приём развивает воображение, даёт бескрайний простор для творчества.
При систематическом использовании чистоговорок в работе с детьми отмечается: интерес детей именно к этому фольклорному жанру (они с нетерпением ждут, когда я начну читать чистоговорку), повышение уровня настроения из-за шуточного содержания чистоговорок, лёгкость запоминания текста чистоговорок, благодаря повторению слов.
Ежедневное проговаривание чистоговорок развивает не только правильное произношение, но и слуховое восприятие, фонематический слух, чёткость дикции, выразительность и темп речи, коммуникативные навыки, обогащает новыми интересными знаниями. Дети учатся отличать слова-действия (глаголы) и слова-признаки (прилагательные), запоминают цвета и т.д.