«РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием», «моделью человеческих эмоций»: она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нём и в самом человеке.
Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников в детском саду осуществляют музыкальный руководитель, имеющий специальное образование (музыкальную школу, музыкальное отделение училища или института), хорошо владеющий теорией и методикой педагогического процесса, и воспитатель, имеющий общую музыкальную подготовку педагогического училища (знание основ элементарной теории музыки, сольфеджио, пения в хоре, ритмики, игры на музыкальных инструментах). Это, конечно, в идеале. Работа педагогов (музыканта и воспитателя) сложна, разнообразна и должна проводиться в тесном контакте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_muz.ruk_.v_estetich._vospitanii.docx | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Подготовила: Россошанская Е.М.
МБДОУ №3
Этика — философское исследование морали и нравственности.
Эстетика – философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.
Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности.
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием», «моделью человеческих эмоций»: она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нём и в самом человеке.
Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников в детском саду осуществляют музыкальный руководитель, имеющий специальное образование (музыкальную школу, музыкальное отделение училища или института), хорошо владеющий теорией и методикой педагогического процесса, и воспитатель, имеющий общую музыкальную подготовку педагогического училища (знание основ элементарной теории музыки, сольфеджио, пения в хоре, ритмики, игры на музыкальных инструментах). Это, конечно, в идеале. Работа педагогов (музыканта и воспитателя) сложна, разнообразна и должна проводиться в тесном контакте.
«Все мы родом из детства…» Эти прекрасные слова Антуана де Сент- Экзюпери могли бы быть эпиграфом к работе педагогов, которые стремятся понять, как чувствует, думает, запоминает, творит человек в самом начале своего жизненного пути. Именно в детстве, и на протяжении такого небольшого отрезка времени, как дошкольное детство, закладывается то, что во многом определяет нашу «взрослую» судьбу.
Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии (который, к сожалению, с возрастом падает), поэтому очень важно расширять этот потенциал, формировать и совершенствовать уникальные детские способности.
Н. А. Ветлугина, исходя из задач и сущности музыкально - эстетического воспитания, разработала четыре педагогических метода:
• метод побуждения к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире, направленный на обогащение эмоционально-чувственного опыта ребёнка;
• метод убеждения в процессе формирования эстетического восприятия;
• метод упражнения в практических действиях;
•метод поисковых ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям.
Литература, живопись, музыка, скульптура, народное творчество пробуждают творческое начало, формируют и развивают человека разносторонне. Цель музыкально-эстетического воспитания очевидна: без натаскивания и муштры, естественно и непринужденно, создавая активный интерес к музыке, обеспечивая положительные эмоции, через красоту музыки найти путь к доброму сердцу и раскрыть в каждом ребенке его творческий потенциал и духовные силы.
Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка, и прежде всего здание детского сада, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки, инструменты и материалы для организации художественной деятельности детей на занятиях и вне их.
В детском саду организуются зоны для самостоятельной художественной деятельности детей: музыкальной, изобразительной, художественно-игровой и т. д. В таких зонах располагаются необходимые материалы, которые предоставляются детям в свободное пользование.
Так, в зоне музыкальной деятельности следует иметь комплекты инструментов для разных возрастных групп, некоторые музыкально-дидактические игры, магнитофоны и т. п. Для театрально-игровой деятельности нужна ширма с комплектом театральных игрушек, с костюмами и декорациями, маски зверей и птиц, плоскостные настольные театры и персонажи пальчикового театра и т. д.
Второе условие — насыщенность быта произведениями искусства: картины, скульптура, произведения декоративно-прикладного народного искусства, художественная литература, музыкальные произведения и т. д. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства. Приобщение к истинной красоте формирует эстетические эмоции ребенка, которые станут основой эстетического вкуса, эстетических чувств, восприятий, суждений.
Третье условие — активная деятельность самих детей (их разнообразная художественная деятельность и стойкий интерес к ней). Создание эстетической среды еще не определяет успех эстетического воспитания ребенка: можно жить среди прекрасных произведений искусства или прекрасной природы и быть слепым к ним. Только через активную, посильную деятельность ребенок приобщается к пониманию прекрасного, овладевает элементарными художественными навыками и умениями и учится вносить элементы прекрасного в жизнь.
Четвертое условие — индивидуальный подход (учет возрастных и индивидуальных особенностей и создание соответствующих условий для эстетического развития каждого ребенка). Осуществляя эстетическое воспитание, необходимо учитывать особенности возраста детей, особенности протекания всех психических процессов, участвующих и в эстетическом восприятии, и в художественной деятельности, возможности развития на каждом возрастном этапе исполнительской и творческой деятельности и т. д. Следует учитывать и индивидуальные различия в способностях детей, многообразно проявляющиеся в познавательной и эстетической деятельности, и содействовать наиболее полному их развитию.
Как известно, восприятие музыки требует у ребёнка накопления определённого жизненного и художественного опыта. Этот опыт накапливается благодаря взаимосвязи музыкальной деятельности с другими видами художественной деятельности ребёнка - изобразительной, художественно-речевой, театрализованной. Музыка может звучать не только на музыкальных занятиях, но и на занятиях по изобразительной деятельности, развитию речи, на физкультурных занятиях и др.
Для того, чтобы провести интегрированное занятие, необходимо правильно подобрать произведение искусства (литературы, музыки, живописи). Они должны отвечать следующим требованиям:
- высокая художественная ценность произведения;
- доступность произведения искусства детскому пониманию;
- реалистичность произведений художественной литературы, живописи;
- привлекательность для детей – следует подбирать произведения, имеющие интересный сюжет, вызывающие эмоциональный отклик в душе ребенка.
Сейчас мне бы хотелось перечислить ряд основных программ, нацеленных на эстетическое развитие детей. На занятиях по этим программам используется не только музыка, но и живопись, экологические знания, физическая культура:
- «Росинка» (от трёх до семи лет);
Цель: разностороннее эстетическое развитие детей, не только посредством музыки, но и живописи, экологии и физкультуры.
- «Красота-радость-творчество» (от двух до семи лет);
Цель: осуществление целенаправленного эстетического воспитания, которое обеспечивает полноценное психическое развитие, развитие таких процессов, без которых невозможно познание красоты окружающей жизни (и искусства) и отражение ее в разнообразной художественно-творческой деятельности.
- «С кисточкой и музыкой в ладошке» (от трёх до десяти лет);
Цель: овладение языком искусства как средством чувственной и духовной ориентации ребёнка в окружающем его мире природы и человеческой культуры.
- «Театр-творчество-дети»;
Цель: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
- «Синтез – программа по слушанию.
Цель: полноценное восприятие и осознание человеком знаний в области других видов искусств.
- Мне нравится (1)