Педагогическое эссе

Баранова Ольга Ивановна

          «Я продолжаю верить, что если детям предоставить необходимые инструменты для достижения успеха, они преуспеют даже за пределами своих самых смелых мечтаний!» (Дэвид Виттер)
 

Успех для меня – это уверенность в себе, значимость для окружающих, видение себя на вершине возможностей. Как сказал древнегреческий писатель Лукиан: «Начало – половина всего». Так как дошкольное образование является началом в образовании, я считаю, что это первая ступень в становлении успешной личности. Все дети с разными способностями. Задача взрослых – рассмотреть интересы ребенка, помочь ему, придать уверенность в его интересах и делах. И тогда он обязательно достигнет своего успеха!

В своей работе я помогаю детям достичь успеха с помощью детских исследовательских проектов. Проекты помогают детям учиться взаимодействию в коллективе, находить некоторые компромиссы. При реализации проектов дошкольники проявляют инициативу и лидерские качества, учатся добиваться поставленных целей. Главное, чтобы цель эта была самого ребенка, взрослый не должен навязывать ему свою цель.

Мы стараемся каждый год участвовать в Всероссийском конкурсе детских исследовательских проектов под названием «Мой проект» в г. Ульяновске.

Самый первый детский проект под моим руководством имел название «Создание музея боевой славы». В нем участвовали двое детей. В самом начале проекта у ребят была обозначена проблема, затем появилась цель, которую они с интересом реализовывали. И хоть этот проект в конкурсе не занял призового места, он стал для участников большим толчком самостоятельности, уверенности в себе, самоутверждения в коллективе. Ребята стали более открытыми, активными, у них появились новые друзья. Затем были проекты с призовыми местами. В детском проекте, под названием «Мой светильник», ребенок ощутил себя неким дизайнером и изобретателем. Огромную роль здесь сыграли родители мальчика. Они создали все условия для реализации проекта, но в то же время взрослые не вмешивались в сам процесс достижения цели. Мальчик сам прошел весь путь создания и изобретения своего продукта – светильника. Марк уже выпускник детского сада, но и в школе он имеет свой «успех» посещая театральную студию. Я очень горжусь его успехами!

 Хотелось бы отметить еще проект «Путеводитель по селу Подстёпки». Здесь ребята решили сами придумать и создать Путеводитель. Они достигли своей цели и достигли «своего успеха»! В процессе работы над этим проектом приняли участие все дети нашей группы. Даже самые скромные и застенчивые, которые-то и знают ответы на какие-то вопросы, но боятся ответить, внесли свою лепту. Каждый ребенок приносил в группу свой мини-доклад о своей улице, или своем микрорайоне, где они проживают. Ребята с большим удовольствием рассказывали о достопримечательностях своего двора, о поликлинике, где работает чья-то бабушка, о фонтане в микрорайоне «Солнечный» и еще о многом другом. И ребята заметили, что Арина, которая всегда молчала, вдруг рассказала о своей улице. Все с удивлением выслушали ее и поблагодарили аплодисментами. Затем каждый ребенок рисовал для путеводителя свой кусочек нашего села, так как эта тема каждому близка и знакома.

Я, как педагог, задумалась над тем, что успех ребенка, даже и маленький, должен быть отмечен. И мы с ребятами решили отмечать все победы в уголке «Созвездие успехов», где фиксируются разные «успехи», и маленькие, и большие. И теперь все видят, что каждый имеет свой успех, свою победу. Ребенку вручается медаль, звучат аплодисменты друзей. И вот этот момент, когда ты ощущаешь себя «звездой», когда ты на вершине возможностей!

Таким образом мы даем толчок детям, которые в повседневной жизни стараются оставаться в тени. Для воспитателя такие проекты – это творческий процесс, а для застенчивых детей – это большое начало на пути к успеху.

 Как можно измерить «успех»? Я считаю, что «успех» начинается с малого: с умения завязывать шнурки, с преодоления застенчивости в коллективе, с правильного произношения каких-либо звуков в словах… Затем от маленьких «успехов» ребенок плавно, незаметно для себя, переходит к большим. К этому моменту он же умеет ставить цели и реализовывать их с уверенностью в себе.