Педагогическое эссе
«Я продолжаю верить, что если детям предоставить необходимые инструменты для достижения успеха, они преуспеют даже за пределами своих самых смелых мечтаний!» (Дэвид Виттер)
Успех для меня – это уверенность в себе, значимость для окружающих, видение себя на вершине возможностей. Как сказал древнегреческий писатель Лукиан: «Начало – половина всего». Так как дошкольное образование является началом в образовании, я считаю, что это первая ступень в становлении успешной личности. Все дети с разными способностями. Задача взрослых – рассмотреть интересы ребенка, помочь ему, придать уверенность в его интересах и делах. И тогда он обязательно достигнет своего успеха!
В своей работе я помогаю детям достичь успеха с помощью детских исследовательских проектов. Проекты помогают детям учиться взаимодействию в коллективе, находить некоторые компромиссы. При реализации проектов дошкольники проявляют инициативу и лидерские качества, учатся добиваться поставленных целей. Главное, чтобы цель эта была самого ребенка, взрослый не должен навязывать ему свою цель.
Мы стараемся каждый год участвовать в Всероссийском конкурсе детских исследовательских проектов под названием «Мой проект» в г. Ульяновске.
Самый первый детский проект под моим руководством имел название «Создание музея боевой славы». В нем участвовали двое детей. В самом начале проекта у ребят была обозначена проблема, затем появилась цель, которую они с интересом реализовывали. И хоть этот проект в конкурсе не занял призового места, он стал для участников большим толчком самостоятельности, уверенности в себе, самоутверждения в коллективе. Ребята стали более открытыми, активными, у них появились новые друзья. Затем были проекты с призовыми местами. В детском проекте, под названием «Мой светильник», ребенок ощутил себя неким дизайнером и изобретателем. Огромную роль здесь сыграли родители мальчика. Они создали все условия для реализации проекта, но в то же время взрослые не вмешивались в сам процесс достижения цели. Мальчик сам прошел весь путь создания и изобретения своего продукта – светильника. Марк уже выпускник детского сада, но и в школе он имеет свой «успех» посещая театральную студию. Я очень горжусь его успехами!
Хотелось бы отметить еще проект «Путеводитель по селу Подстёпки». Здесь ребята решили сами придумать и создать Путеводитель. Они достигли своей цели и достигли «своего успеха»! В процессе работы над этим проектом приняли участие все дети нашей группы. Даже самые скромные и застенчивые, которые-то и знают ответы на какие-то вопросы, но боятся ответить, внесли свою лепту. Каждый ребенок приносил в группу свой мини-доклад о своей улице, или своем микрорайоне, где они проживают. Ребята с большим удовольствием рассказывали о достопримечательностях своего двора, о поликлинике, где работает чья-то бабушка, о фонтане в микрорайоне «Солнечный» и еще о многом другом. И ребята заметили, что Арина, которая всегда молчала, вдруг рассказала о своей улице. Все с удивлением выслушали ее и поблагодарили аплодисментами. Затем каждый ребенок рисовал для путеводителя свой кусочек нашего села, так как эта тема каждому близка и знакома.
Я, как педагог, задумалась над тем, что успех ребенка, даже и маленький, должен быть отмечен. И мы с ребятами решили отмечать все победы в уголке «Созвездие успехов», где фиксируются разные «успехи», и маленькие, и большие. И теперь все видят, что каждый имеет свой успех, свою победу. Ребенку вручается медаль, звучат аплодисменты друзей. И вот этот момент, когда ты ощущаешь себя «звездой», когда ты на вершине возможностей!
Таким образом мы даем толчок детям, которые в повседневной жизни стараются оставаться в тени. Для воспитателя такие проекты – это творческий процесс, а для застенчивых детей – это большое начало на пути к успеху.
Как можно измерить «успех»? Я считаю, что «успех» начинается с малого: с умения завязывать шнурки, с преодоления застенчивости в коллективе, с правильного произношения каких-либо звуков в словах… Затем от маленьких «успехов» ребенок плавно, незаметно для себя, переходит к большим. К этому моменту он же умеет ставить цели и реализовывать их с уверенностью в себе.