Речевое дыхание
Речевое дыхание: дышим правильно - говорим легко
Развивая правильную речь, обязательно нужно научить детей правильному дыханию – энергетической основе нашей речи.
! Дыхание должно быть диафрагмальным, то есть дыхание животом, - это самое правильное и самое полезное дыхание.
Упражнение «Шарик»: «Представь, что живот – это воздушный шарик. Давай заполним его воздухом через нос, живот выпячивается. Выпускаем воздух медленно и долго через нос (можно через рот), живот втягивается».
При выполнении этого упражнения левая рука лежит на животе, правая – на груди. Живот надувается, а грудная клетка и плечи не поднимаются.
Попробуйте подышать с ребенком дома, лежа на спине – для лучшего расслабления. На живот можно положить игрушку лодочку из бумаги и наблюдать, как она качается по «волнам».
Упражняясь 5-10 минут с перерывами по 1 минуте каждый день, вы заметите, что ребенок быстрее засыпает, становится спокойнее. Такое дыхание учит человека расслабляться, быстро восстанавливать свои силы. Оно полезно не только детям, но и взрослым людям, испытывающим физические нагрузки, стресс, напряжение, часто болеющим простудными заболеваниями.
! Затем необходимо сформировать сильный плавный ротовой выдох.
При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Вот параметры плавного ротового выдоха:
· выдоху предшествует сильный вдох через нос – «набираем полную грудь (живот) воздуха»;
· выдох происходит плавно, а не толчками;
· во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, нельзя надувать щеки;
· во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос, (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ребенку ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
· выдыхать следует, пока не закончится воздух;
· во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Воспитанию активного выдоха способствуют следующие упражнения:
· надувание резиновых игрушек и шариков;
· игра на губных инструментах;
· пускание мыльных пузырей;
· упражнение «Лодочка» - дуть на лодочку из пенопласта в воде;
· упражнение «Футбол» - дуть через соломинку на горошину, приводя ее в движение и т.д. и т.п.
! Для развития углубленного вдоха детям предлагается:
· «Понюхать цветок»;
· узнать по запаху фрукт или овощ с закрытыми глазами и т.д. и т.п.
Во время этих упражнений необходимо следить, чтобы голова была приподнята, шея выпрямлена, плечи не поднимались.
P.S. Дыхательные упражнения не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
Уважаемые родители!
Просьба: следите за правильным дыханием Ваших детей!
Учитель-логопед М.В. Пигалова