Конспект НОД «Путешествие в прошлое часов» в старшей группе
Цель: Закрепление знаний о различных видах часов, о принципе их работы и роли в жизни человека.
Задачи:
Обучающие: познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями. Учить изготавливать простейшие водяные, песочные часы.
Развивающие: развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.
Воспитывающие: воспитывать навыки сотрудничества (работать в подгруппе и парами), умение анализировать свою работу на занятии.
Предварительная работа: беседы с детьми о часах «Что мы делаем в разное время?», «Часы у меня дома», рассматривание с детьми иллюстраций с изображением разных часов, чтение художественной литературы: Анофриев «Тик- Так», Берестов «Без четверти шесть», рассказ воспитателя о временных представлениях, принести для мини- музея группы «Время» интересные экспонаты.
Материал: проектор, ноутбук, раскраски-часы (грустные и весёлые), карандаши, фломастеры, картинки разных видов часов, картинка часов, вода, пластиковая бутылка.
Ход НОД
Ребята вчера вечером я оставила на столе картинку с темой нашего занятия. Но, по-видимому, кто-то решил с нами пошутить и разрезал картинку на части. Поможете мне ее собрать? (Дети собирают картинку из частей). Посмотрите внимательно и скажите, что изображено на картинке? (Ответы детей.) Правильно часы. Сегодня мы с вами будем говорить о часах. А для чего человеку нужны часы? Зачем нужно знать время?
Воспитатель: А как же мы можем узнать, какие часы были раньше?
(Подводит детей отправиться в путешествие прошлое часов.)
Воспитатель: Как же нам попасть в прошлое? (Ответы детей.)
Воспитатель: А где еще можно увидеть предметы из прошлого? Где их выставляют? (Ответы детей.)
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлое часов. А сейчас расскажем историю возникновения часов. В этом мне поможете вы, ребята.
Просмотр слайдов и беседа (на стульчиках, полукругом).
Слайд 1 с изображением петуха
Воспитатель: Посмотрите на экран. (Дети подходят к экрану. На экран проецируется фото с изображением петуха) (Ответы детей.)
Воспитатель: Молодцы! Об этом нам расскажет Лиза К.:
Часы – Петух.
Давным-давно люди узнавали время по живым часам.
Эти часы ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат:
«Ку-ка-ре-ку!»
Воспитатель: Часы – петух были удобными часами? Почему? (Ответы детей.)
Слайд 2 с изображением жёлтых одуванчиков.
В.: Также давным-давно люди заметили, что одни цветы раскрываются в одно время, например, утром, а другие – днем, вечером. И придумали сделать цветочные часы. (На экран проецируется фото с изображением цветочных часов).
Воспитатель: Но пользоваться такими часами человек мог не всегда. Почему?
(Ответы детей.)
Слайд 3 с изображением солнечных часов.
Воспитатель: Матвей нам расскажет про солнечные часы:
Давным-давно, когда часов еще не было время узнавали по солнцу.
Человек вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу.
(На экран проецируется фото с изображением солнечных часов.)
Воспитатель: В это же время люди придумали водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. (На экран проецируется фото с изображением водяных часов.)
Слайд 4 с изображением водяных часов.
О них нам расскажет Лиза М:
На смену солнечным часам пришли Водяные часы.
В высокий и узкий сосуд с дырочкой у дна наливали воду.
Капля за каплей она сочилась из отверстия.
На стенках сосуда были сделаны черточки – отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сделать такие часы. (Объяснение по изготовлению часов.) (Дети разбиваются на группы и подходят к столам с приготовленным оборудованием.)
Практическая работа – изготовление водяных и солнечных часов. Разрежьте бутылку на две части пополам. Верхняя часть – это часть с горлышком и крышкой. Нижняя часть – это «мисочка» - резервуар для воды. В завинчивающейся крышке верхней части бутылки надо сделать небольшое отверстие, чтобы из него потихоньку выливалась вода. Переверните верхнюю часть горлышком вниз. И вставьте ее в нижнюю часть. Вода будет выливаться в нижнюю часть бутылки как в «мисочку».
Воспитатель: Молодцы! Ребята, как вы думаете, удобны ли эти часы?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Не случайно говорят с тех пор о времени: «Сколько воды утекло!»
Слайд 5 с изображением песочных часов.
Воспитатель: Похоже устроены и песочные часы. (На экран проецируется фото с изображением песочных часов.) О них нам расскажет Лера:
Песочные часы.
С тех пор прошло не мало лет, и люди поняли ответ, что лишь песок,
он есть один и Бог, и царь, и господин!
Воспитатель: А эти часы были удобны? (Ответы детей.)
Воспитатель: А еще люди выдумали огненные часы. (На экран проецируется фото с изображением огненных часов.)
Давайте пройдем на ковер, я вам покажу эти часы. (Дети садятся.)
Воспитатель: А эти часы были удобны? (Ответы детей.)
Упражнение на релаксацию с сосредоточением на дыхании: «Задуй свечу».
Цель: снять психическое напряжение.
Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук «У».
Физминутка:
Тик-так, тик –так, я привык вот так (взмахи руками, вдоль туловища).
Левый шаг, правый шаг, тик-так, тик-так (шаг влево, шаг вправо).
Слайд 6с изображением механических часов.
Воспитатель: Время шло. Люди придумали все новые приборы для измерения времени. Появились механические часы. (На экран проецируется фото с изображением механических часов). Сначала они имели одну стрелку. Позже появилась минутная стрелка. А еще позже – секундная. Про механические часы нам расскажет Никита З.
«Механические часы»
- Прошло много времени, пока человек не придумал часы с механизмом. Установил пружинку, закрутил ее, чтобы не раскрутилась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико и передвигает стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Механические часы нужно заводить каждый день. Забудешь завести такие часы и они остановятся.
Воспитатель: Механические часы нужно заводить каждый день. Забыл завести часы – они встали. А какие часы не надо заводить?
Слайд 7 с изображением электронных часов.
Воспитатель: Не нуждаются в заводе электронные часы. (На экран проецируется фото с изображением электронных часов.) Они работают на батарейках. У них даже нет стрелок – на экране светятся цифры. Время показывает точное и не капризничает. Шли годы. Жизнь становилась торопливее, люди стали дорожить временем. Часы стали необходимы каждому человеку. Каких только часов не придумали.
Слайд 8 - Современные часы
— Вот какой сложный путь прошли часы, чтобы мы их увидели такими, какими видим сейчас. И все это сделал человек. Посмотрите, какие красивые часы придумали взрослые. (Показывает разные виды часов, часы разной формы.) Человек позаботился и о внешнем виде часов, чтобы порадовать людей. Вот как изменил человек часы, он проявил умение, творчество в работе и постарался, чтобы они всем понравились. И может, кто-то из вас, став взрослым, придумает новые, более интересные часы.
Дидактическая игра «Цепочка»
Цель: развивать внимание, мышление, восприятие.
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Что сначала, что потом».
Из представленных картинок выложите цепочку появления часов. Каждый возьмите по одной картинке и поставьте её в нужное место.
Воспитатель: Наша экскурсия подошла к концу. А как же гном Тик-Так узнает, что мы были в музее часов? (Ответы детей.)
Продуктивная деятельность и подведение итогов.
Воспитатель: Мы сегодня с вами будем создавать часы будущего. Рисовать будем в парах. Делимся на пары по форме часов. (Дети делятся парами, рисуют часы. Во время работы педагог интересуется, какие часы рисуют дети. Рисунки складываются в конверт для гнома.)
Что вы расскажете дома родителям о нашем занятии?
Воспитатель: О каких часах вы сегодня узнали? Что вам понравилось? Что вызвало затруднения? Почему? (Ответы детей.)
Рефлексия для детей
Всех поблагодарить и похвалить.
Предложить выбрать раскраску:
(если всё понравилось раскраска с весёлыми часами, если что-то не понравилось – раскраска с грустными часами, если ничего не понравилось - пустой листочек).
А в следующий раз, мы с вами, будем учиться определять время, чтобы вы не опаздывали в школу.